Дмитрий Панов: «Введение в РФ «рабочей удаленки» позволит убить двух зайцев»
В российском законодательстве может быть закреплено право работников уходить на удаленную работу по болезни с сохранением зарплаты, заявили в Госдуме. При этом им не потребуется оформлять больничный лист.
Как считает председатель комиссии по инвестициям ЗС Петербурга, глава петербургского отделения «Деловой России» Дмитрий Панов, многие работодатели сами не заинтересованы в отправке сотрудников на больничный.
«Обсуждаемая инициатива, предусматривающая возможность для работников перехода на удаленку при согласовании с работодателем без оформления больничного листа, – это логическое продолжение взятого в период пандемии тренда на дистанционный или комбинированный формат работы. Именно тогда, с 1 января 2021 года, вступил в силу Федеральный закон № 407-ФЗ, установивший законодательные основы и порядок перевода сотрудников на удаленный режим трудовой деятельности, – напомнил Панов. – После окончания пандемии коронавируса целый ряд российских организаций продолжил практиковать удаленный формат для части своих сотрудников. Это, в свою очередь, потребовало дальнейшего совершенствования трудового законодательства в этой сфере».
Сегодня многие работники сознательно отказываются от ухода на больничный по причине существенной разницы в оплате труда, продолжил он.
«Например, для заболевшего сотрудника со стажем работы менее пяти лет размер страховых выплат по больничному листу составит лишь 60% от среднего заработка. Кроме этого, сам процесс оформления и закрытия больничного для части работников выглядит сложным и запутанным. В результате отказа работника от больничного могут возникнуть ситуации заражения окружающего коллектива, что особенно актуально в периоды инфекционных эпидемий, – указал депутат. – С другой стороны, работодатель также не заинтересован в отправке на больничный сотрудников, так как это влечет за собой простои и сбои в производственно-технологических процессах».
По мнению Панова, предлагаемая депутатами Госдумы инициатива позволит, образно говоря, «убить двух зайцев».
«Для работников это документально упростит процесс лечения в домашних условиях, обеспечив им возможность выполнять свои трудовые обязанности удаленно, не теряя при этом в заработной плате. Для работодателей даст возможность сохранить необходимую производительность и избежать простоев в операционной деятельности, – считает глава петербургской «Деловой России». – В то же время инициатива требует дополнительной проработки с точки зрения подтверждения работником факта болезни. Это позволит избежать злоупотребления правом, а также исключит случаи необоснованного пребывания сотрудников за пределами рабочего места.
Еще одна важная задача, требующая дополнительного участия законодателей, – это стимулирование повышения качества трудовой деятельности дистанционных работников, а также соблюдения ими установленной дисциплины и трудового распорядка».
Напомним, как сообщил председатель комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов, в российский Трудовой кодекс могут быть внесены поправки, наделяющие работников правом уходить на удаленную работу по болезни без оформления больничного листа. Представители комитета планируют реализовать эти поправки в форме законопроекта и внести их на рассмотрение Госдумы в рамках весенней сессии. Она продлится с 9 января по 4 августа 2024 года.
Самое важное изменение – отсутствие необходимости оформления больничного листа. Это означает, что заболевший сотрудник получит право уйти на удаленку с сохранением 100-процентного размера заработной платы. Сейчас авторы законопроекта консультируются по этому поводу с Минздравом, далее он будет вынесен на обсуждение с профсоюзами и работодателями.
По словам Нилова, к разработке законопроекта комитет подтолкнула пандемия коронавируса. Он подчеркнул: заболевшие должны были находиться в изоляции, то есть дома. Также в период пандемии пребывание дома, а не в офисе, было предписано людям с хроническими недугами и другим уязвимым категориям граждан. Но тогда работодатели нашли, как повернуть ситуацию в свою пользу. Они массово отправляли сотрудников на больничный, из-за чего те теряли в зарплате и были вынуждены проходить целый квест по открытию и закрытию больничного листа.
Практика стала настолько массовой, что количество оформленных больничных листов уже исчисляется десятками миллионов. В пандемийный 2020 год таковых набралось по России 60 миллионов, в 2022-й – 56,5 миллиона, годом позже – 49,7 миллиона. Нилов подчеркнул, что готовящиеся поправки в ТК предусматривают процедуру переговоров между сотрудником и работодателем. Стороны должны будут прийти к соглашению в вопросе отказа работника от страхового случая, то есть от оформления больничного листа и получения денежной компенсации от СФР.
По словам Нилова, каждая из сторон будет в выигрыше. Работник сможет рассчитывать на полную зарплату, а работодатель не потеряет сотрудника на время его болезни.
Получить больничный лист можно лишь на срок до 15 календарных дней. А сумма выплат по нему зависит от страхового стажа работника и от размеров его заработка за два предыдущих года.
Если страховой стаж не превышает полгода, то выплата будет равна действующему МРОТ (в 2024-м – 19,2 тысячи рублей). Если страховой стаж от полугода до пяти лет, то работник получит 60 процентов заработка, от пяти до восьми лет – 80 процентов, более восьми лет – 100 процентов. Сейчас работодатель оплачивает первые два дня больничного, остальные 13 – СФР. При этом с 2022 г. работодатель может уведомить СФР, что сотрудник, оформивший больничный, продолжает работать удаленно, а значит, нет необходимости оплачивать пособие по временной нетрудоспособности.
Согласно опросу, проведенному порталом «Авито Работа», заменить больничный на удаленную работу сейчас готовы 21 процент работодателей в РФ. Причем в половине случаев сотрудники сами просят предоставить им право продолжить работать из дома, как правило, при легких недомоганиях. При этом перейти на «дистанционку» во время болезни могут далеко не все работники, а только те, чья работа может быть выполнена в дистанционном режиме. В основном это представители сферы IT, маркетинга, рекламы и PR, бухгалтерии и финансов.