Как в Петербурге работает Музей истории журналистики и PR
Уникальная коллекция
Вдоль коридора выстроились шкафы и витрины со старинными пишущими машинками, фотокамерами, диктофонами, статуэтками человечков с газетами в руках из разных стран мира, хрустальный воробей, предназначенный для Виктора Черномырдина, который стал первым обладателем в России журналистской юмористической «Воробьиной премии»…
А среди газет, висящих на стенах, можно увидеть дореволюционные, времен Великой Отечественной войны, а также издания времен Петра I! Есть фронтовые и флотские газеты, которые было строго-настрого запрещено выносить из части.
«В эти дни музей отмечает пять лет со дня своего основания. Конечно, сама идея появилась намного раньше, экспонаты начали собираться около тридцати лет назад, – рассказал «Петербургскому дневнику» декан факультета социальных технологий Олег Кузин. – Коллекция постоянно пополняется. При открытии музея у нас было 1500 экспонатов, а сегодня цифра перевалила за 3500! Львиную долю составляет газетно-журнальная продукция. Из регулярных газет тут можно встретить экземпляр, например, 1848 года – это подшивка «Санкт-Петербургских ведомостей».
Эта выставка представляет собой учебно-методическое пособие, которое способно рассказать о том, как развивалась журналистика на протяжении двух веков. «Огонек», «Искра», «Эпоха», «Чернозем», «Курортный лесок», «Сибирская торговая газета», «Нефть»…
«Мы глубоко убеждены в том, что в других музеях или библиотеках таких экспонатов нет, – продолжил рассказ Олег Кузин. – У нас есть редкая подборка сатирических журналов времен первой русской революции с карикатурами батюшки-государя, памфлетами на соответствующую тему. Полиция не дремала, жандармы быстро узнавали адрес, где печаталось издание, журналы изымались, резались в труху, а редактор шел в тюрьму или Петропавловскую крепость. Но! Журналисты – народ умный, быстро перестраивались. Журнал переименовывался из «Пулемета» в «Пулю», из «Пули» – в «Выстрел»... А редактор из тюрьмы передавал «записочки». У нас около пятидесяти таких журналов, и они составляют золотой фонд музея».
Интерес вызывает газета из папиросной бумаги 1909 года «Знамя труда», газета партии эсеров. Такие экземпляры ввозили в Российскую империю в чемоданах с двойным дном. А на обратной стороне «подпольной» газеты приписка полужирным шрифтом: «Товарищ, в случае ареста отказывайся от дачи показаний»,
«Купил две-три – и понеслось!»
В музее показаны не только «плоды» журналистики, но и инструментарий: чем пользуются журналисты, чтобы подготовить материал. Есть целый раздел, посвященный кинодокументалистике и телевизионной журналистике. Десяток старинных кинокамер, большинство из них, к слову, в рабочем состоянии. Или первый советский телевизор КВН 1949 года. Именно с него началось отечественное телевидение. В небольшой экран заливалась дистиллированная вода, которая увеличивала изображение.
«Я сам такой телевизор застал. Когда мы жили в Апраксином переулке в 1950-е годы, часто приходили к маминой подруге и смотрели черно-белые мультфильмы. Восторг был дикий, меня было не увести оттуда!» – поделился воспоминаниями Олег Кузин.
Он подвел нас к стеллажу с сувенирными фигурками. Отсюда и началась история музея.
«Когда в 1990-е годы господа западные демократы решили, что наших журналистов необходимо учить основам демократии, мы стали получать большое количество приглашений – посетить один симпозиум, второй, в частности я бывал в Дании, Финляндии, в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, а однажды в составе небольшой группы из пяти журналистов оказался в США на встрече с конгрессменами и увидел забавные фигурки с газетами в руках. Купил две-три – и понеслось! Сейчас этих фигурок под сотню. Бумажные, фарфоровые, глиняные…» – рассказал Олег Кузин.
Среди фигурок можно увидеть и самого Олега Кузина, когда он возглавлял газету «Санкт-Петербургские ведомости» в 1993 году.
«Во всяком случае, если у вас хорошее воображение, ведь мужчина там без бороды и еще со множеством волос», – пошутил он.
Путешествуя по всему миру, декан факультета социальных технологий по крупицам собирал свою коллекцию. Так, среди прочих экспонатов появилась уникальная бабочка-галстук.
«Жена до сих пор переживает, что она ушла в музей. Дело в том, что такой бабочки больше ни у кого нет, она в единственном экземпляре. Посвящена отчету о концертах Паваротти в театре оперы и балета Мюнхена и выполнена в соответствующем газетном принте. Приобрел ее за безумные деньги», – отметил Олег Кузин.
«Я даже представить такого не мог!»
Пять лет хоть и небольшая дата, но по нынешним временам серьезная, сказал директор Северо-Западного института управления РАНХиГС Андрей Хлутков.
«Музей имеет большое практическое значение в образовательном процессе, – отметил он. – У студентов множество вопросов, они ждут объяснений, разъяснений. Одних слов бывает недостаточно, лучше один раз увидеть, как говорится. Учащиеся гордятся и пользуются. Пять лет – это первый и о многом говорящий юбилей, это уже состоявшийся музей. Музей растет, расширяется, коллекции пополняются. Это здорово! Музей становится большим и авторитетным».
90% коллекции Олег Кузин собирал лично. «Олег Сергеевич постоянно ходит по антикварным магазинам. Это был ужас, когда я с ним оказался в Западном Берлине. Мы обошли все, как мне показалось, лавки для того, чтобы найти хотя бы одну фигурку с газетой! – рассказал политолог и журналист Юрий Светов. – Рано утром он ездил на ярмарки, чтобы не дай боже кто-то другой не купил экспонат».
Еще одним гостем музея стал известный журналист Андрей Радин. «Олег Сергеевич пять лет звал меня посмотреть музей, а я по своей неорганизованности никак не мог доехать, – признался Андрей Радин. – Честно признаюсь, я думал, ну на что там смотреть? Ржавый микрофончик, печатная машинка, пара газет… А тут огромная коллекция уникальных изданий, больше 30 печатных машинок. Я даже представить такого не мог! За последние два десятилетия технический прогресс шагнул далеко вперед. Многие студенты не видели таких диктофонов и не понимают, как они раньше записывали звук. Прикоснуться к этому – огромное дело. Обещаю, что и я приобщусь. Мы уже успели обсудить с Олегом Сергеевичем некоторые детали. В частности, у нас есть интересная коллекция телевизионных кассет, например… Вообще, хочу сказать, что у Олега Сергеевича всегда все получается с юмором и с хорошим результатом!»
Также музей в честь его пятилетия посетил представитель губернатора Санкт-Петербурга в Законодательном собрании Константин Сухенко.
«Неважно, как складывалась история, но Олег Сергеевич никогда не изменял себе, он всегда был и остается человеком самостоятельно мыслящим, в чем-то нестандартным. Самое главное – оставить после себя таких же ребят, с такой же способностью мыслить и творить», – подвел итог Константин Сухенко.