Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

В Петербурге открылась выставка, посвященная подвигу ленинградских педиатров

Она приурочена к 80-летию Дня полного освобождения города от блокады
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

В фойе театра «Плоды Просвещения» на территории развития «Гранд Каньон» открылась выставка Педиатрического университета, посвященная 80-летию Дня полного освобождения Ленинграда от блокады.

Это масштабный проект, специально созданный на площадке, где бывает много семей с детьми. Как отметили присутствующие на открытии выставки высокие гости, необходимо, чтобы о подвиге медиков блокадного Ленинграда узнало как можно больше людей. В экспозиции представлены уникальные архивные документы и фотографии, которые рассказывают о лечебной, учебной и научной работе Ленинградского педиатрического медицинского института в годы Великой Отечественной войны.

Ради детей

Ректор Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Дмитрий Иванов напомнил, что в сентябре 1941 года в Ленинграде оставалось около 400 тысяч детей.

«Быстро стало холодно, голодно, город бомбили. Но дети – это не маленькие взрослые, детям требуется особый подход для их полноценного роста и развития. Поэтому встал вопрос о разработке мер помощи детям. Через клиники Педиатрического института за те годы прошли десятки тысяч детей. Но при этом вуз оставался единственным учебным заведением в городе, которое работало по своему профилю всю блокаду. Оно не было эвакуировано и продолжало выпуски врачей-педиатров. Часть уходила на фронт, многие из них погибали. Те, кто оставался, обеспечивали работу амбулаторных, участковых служб, молочных кухонь. Поражает, что в те годы проходили заседания диссертационных и научных советов, защищались научные работы. В 1943 году в Ленинграде впервые был создан институт главных специалистов, главным педиатром был назначен академик Александр Тур», – рассказал он.

Усилиями педиатрической службы удалось к 1943 году в 10 раз снизить младенческую смертность. Несмотря на постоянные бомбежки и невыносимые условия, на территории Педиатрического не погиб ни один ребенок.

«Я преклоняюсь перед своими великими предшественниками и горжусь тем, что я – педиатр. На всем протяжении истории службы начиная с 19-го века цели и задачи педиатрии никогда не менялись. Они остаются теми же: чтобы умирало как можно меньше детей. За 100 лет у нас младенческая смертность снизилась в 100 раз», – отметил ректор вуза.

Заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики Педиатрического университета, доктор медицинских наук Галина Микиртичан напомнила про научную работу вуза в годы блокады.

«1942 год – тяжелейший год, все в бомбоубежищах, они переполнены больными детьми. Но сотрудники, сами испытывающие все тяготы блокады, не могли не оказывать помощь. Конечно, в 1942 году научная работа была не такая активная, но она была. Врачи и медработники изучали, накапливали факты, разрабатывали методы лечения детей. Например, алиментарная дистрофия не была известна медикам с 1919 года, но тогда и не было таких масштабов, как в 1942 году, причем 60 процентов больных – дети 9-15 лет, которые особо страдали от нее. Впервые в нашем институте было изучение анемий, шла борьба с инфекционными заболеваниями, с тяжелейшим туберкулезом. Были разработаны уникальные методы лечения, которые спасали детей», – отметила профессор.

Председатель постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Ржаненков от имени парламента поблагодарил Педиатрический университет за открытие выставки и отметил, что мы не должны забывать ни одного момента блокадной истории.
«В нашем городе живут более 45 тысяч жителей блокадного Ленинграда. Это наша совесть, наша память», – сказал Александр Ржаненков.

Личная история

Председатель Архивного комитета Санкт-Петербурга Петр Тищенко напомнил, что в 1942 году в Ленинграде работали 154 медучреждения, за все время блокады в них спасены и возвращены в строй почти 600 тысяч из попавших туда 960 тысяч раненых.

«И среди них мой дед, спасенный от смерти в эвакогопитале № 214, располагавшемся в нынешнем Университете им. Герцена, который спустя годы закончил и я. Подвиг ленинградских медиков велик. Это те люди, которые смотрят на нас с архивных фотографий.
Архивные документы приближают нас к этому контексту. Убежден, что сегодня Педиатрический университет способен делать невозможное просто потому, что у них были такие предшественники, им было труднее, чем нам сейчас, и они справились. Это дает силы и сегодня», – отметил Петр Тищенко.

Он подарил Педиатрическому университету только что вышедшую из типографии книгу – записки врача Ольги Сергеевой о том, как она работала в блокаду.

Удивительным образом сплелись личные истории прошлого и нынешнего и у зампредседателя Комитета по здравоохранению Алексея Терешина. Он рассказал, что приехал учиться в Санкт-Петербург в начале 1990-х в Военно-медицинскую академию, но сам он родом из Донецка.

«Для меня современная история войны начиналась еще в 2012 году, когда странные молодые люди ходили по русскому городу Донецку с желто-голубыми шариками. Потом к шарикам присоединились плакаты со свастикой, а в феврале танки приехали в Донецк и Мариуполь. Я дважды успел прилететь к своим родителям, а потом ничего не осталось от нашего прекрасного донецкого аэропорта. Когда говорят, что на Украине мы боремся с неонацистами, – это правда. И сегодня эта выставка – дань нашей памяти исторической, это напоминание, что если наши отцы и деды смогли победить, то и наша страна сейчас это сделает», – подчеркнул Алексей Терешин.

Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Анна Митянина сказала, что сама является внучкой и дочкой блокадников, и история блокадного Педиатрического, вся история блокады – эта история всегда в наших душах, в нашей памяти.

«Каждый день был подвигом тех, кто остался в городе. Мы знаем, как спасали коллекцию зерна, как укрывали шпили наших соборов, как берегли памятники, и среди этих подвигов подвиг Педиатрического – один из самых главных. Как сказал академик Тур, в те годы было много дефицитов, но не было дефицита совести. Наша ленинградская победа – это день второго рождения города, и он не менее значим, чем день основания города Петром. Именно так воспитывается патриотизм, на такой горячей памяти», – сказала Анна Митянина.

Первый председатель правления АО «Соломон», общественный деятель, меценат Мусса Экзеков поблагодарил Педиатрический университет за помощь в организации выставки и отметил важнейший вклад ленинградских педиатров в нашу победу.

«Ваш вклад и приверженность педиатрической помощи является очень важным показателем того, как вы почитаете прошлое и активно формируете будущее», – отметил меценат.

Экспозицию представила директор музея Педиатрического университета Ирина Савина, а нынешние студенты вуза, участники клуба «Гиппократ», прочитали стихи о блокаде Ленинграда.