Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев

В Петербурге открылась выставка о советском метростроителе, встретившем начало Великой Отечественной в Берлине

Советский Союз вызволил его из Дахау, и он вернулся в Ленинград за месяц до блокады
Фото: Алексей Мавлиев / «Петербургский дневник»

В их семье, как вспоминает Татьяна Тюменева, никогда не скрывали, что дедушка, конструктор первых советских эскалаторов для метрополитена Павел Тюменев, начало Великой Отечественной войны встретил в Берлине. Но особо этого и на публике не афишировали. Сама Татьяна все в деталях узнала только после смерти своего отца, когда у нее оказались архивы дедушки. А в них были не только письма и дневники, но и бережно сохраненные документы из Берлина, Ленинграда и эвакуации.

«Когда я прочитала их, то  захотелось каким-то образом донести все это до людей. Он был не один в Германии, когда война началась. Сколько советских граждан точно – не нашла, дедушка называл цифру 1500», – рассказала Татьяна Тюменева.

Ознакомиться с историей Павла Тюменева теперь можно в Доме журналиста, где открылась выставка «Метрострой. Война. Блокада. История одной судьбы».

Встреча в Германии

В Германию Павел Тюменев попал по работе. Он в 1941 году был молодым специалистом конструкторского бюро ленинградского завода «Красный металлист». В Берлин его направили принимать оборудование для строительства метро.

Поезд с делегацией советских инженеров на одной из станций встречали немецкие дети, вскидывая руку в нацистском приветствии. И это все за две недели до начала войны.

«DOECHAL CHOROSCHO. ZELUJU», – отправил он телеграмму в Ленинград супруге.

Телеграмму супруга сохранила. Она тоже есть на выставке.

22 июня о том, что началась война, советским конструкторам сообщила горничная пансионата. И сразу заплакала. А все из-за слова «война». Ее муж, как рассказала она, погиб в Норвегии год назад. Адольфа Гитлера она назвала безумцем.

Постояльцы пансионата отправились в «Советский дом» узнать, что им делать дальше. А там граждан СССР уже ждали штурмовики.

Затем был Дахау, но Родина не бросила своих в Германии. Советский Союз обменялся с Рейхом гражданами по формуле «всех на всех»: полторы тысячи человек советских на 150 немецких. 3 июля пленники покинули Берлин.

На обратном пути немецкие дети, провожая пассажиров, тоже пытались вскинуть руку. Но их родители били их за это по рукам.

Из Дахау в блокаду

Путь в Ленинград из Берлина для Тюменева лежал через Вену, Прагу, Белград, Софию, Стамбул. Спустя месяц с небольшим, 8 августа, он был в городе на Неве. А ровно через месяц началась блокада.

В экспозиции, посвященной блокадному периоду жизни советского конструктора, есть и страница, посвященная Николо-Богоявленскому морскому собору.

«Собор был духовным сердцем Ленинграда. Крестные ходы совершали вокруг собора и внутри, даже когда не было сил идти. Но это было не выживание. Это была жизнь. Священники должны были поддерживать людей, которые к ним приходили. Павел Тюменев тоже приходил в собор. Жена его трудилась в Кировском театре, ныне Мариинском, в котором очень многие сотрудники пели в хоре. Вера помогла им выжить», – рассказал настоятель Николо-Богоявленского морского собора Алексий Скляров.

Из блокадного Ленинграда Тюменева отправили в эвакуацию. Супруга осталась в городе. Встретились они только после того, как блокаду сняли. А в послевоенном Ленинграде Тюменев вернулся к той работе, ради которой в 1941 году отправился в Германию – эскалаторам для метро.

Лестница жизни

Открытие выставки в Доме журналиста стало одним из эпизодов документального фильма о конструкторе Тюменеве. Его в картине сыграл актер Никита Аксенов.

«Мне кажется, что недаром он проектировал именно эскалаторы. Это как метафора дороги к свету. Человек, переживший такие удары судьбы, не только остался человеком, но и превзошел самого себя», – рассказал Аксенов.

С метафорой согласился в свое время и сам Тюменев. В воспоминаниях он писал: «Бегущая лестница, живая лестница… Какие имена только не «присвоили» эскалатору. Для меня же это была лестница жизни. Я совершенно убежден, что выжил в блокаду только потому, что не переставал работать над совершенствованием отдельных узлов эскалатора. Я по собственной инициативе создавал «проектный задел» послевоенных моделей для ленинградского метро. Я верил, что в нашем городе оно обязательно будет».

Выставку «Метрострой. Война. Блокада. История одной судьбы» подготовила «Российская газета». Вход на нее свободный. Ограничение по возрасту 12+. Выставка будет открыта до 29 января. В день закрытия состоится премьера документального фильма «№ 715». Именно такой жетон выдали узнику Дахау Павлу Тюменеву. Имён в концлагере не было.