Яндекс.Метрика
  • Игорь Свиридов

Святослав Данилов: «Главное условие безаварийности – повышенная внимательность самих водителей»

Руководитель общественной организации автомобилистов «СПб Авто» – о массовой аварии на трассе «Нева»
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Накануне на новой платной трассе М-11, связывающей Москву и Петербург, произошло массовое ДТП. По данным ГИБДД, в аварии участвовало до пятидесяти автомобилей, несколько водителей погибли. Трагедия произошла недалеко от съезда на Малую Вишеру, машины двигались в сторону столицы.
Как считает Святослав Данилов, руководитель общественной организации автомобилистов «СПб Авто», ни одну трассу в России нельзя сделать абсолютно безопасной.

«В связи с масштабной аварией на трассе М-11 стоит отметить – ни одну трассу в нашей стране сегодня нельзя назвать полностью безопасной. Потому что трасса – это всегда большие скорости, интенсивное движение, лихачи на мощных машинах и т. д. Так что абсолютно безопасной любую трассу сделать очень тяжело, особенно если на это все еще и накладываются тяжелые климатические условия в виде осадков, льда, сильного ветра и т. д. – говорит глава «СПб Авто». – На той же М-11 есть разделение встречных транспортных потоков, искусственное освещение, специальная разметка, сотни дорожных знаков и многое другое. То есть, по сравнению с другими российскими трассами, шоссе «Нева» в целом можно считать безопасным».

Но, когда мы говорим о тяжелых погодных условиях, больших скоростях и плотном потоке машин, главным условием безаварийности является повышенная внимательность самих водителей, продолжил он.

«Мы пока до конца не знаем, что именно послужило причиной столь масштабной аварии. Но я подозреваю, что кто-то из водителей не справился с дорожными условиями – скорость, лед, ветер, снег и т. д. Сначала произошло первое ДТП, а потом машины, ехавшие сзади, стали сбиваться в единую аварийную «кучу», – продолжил Данилов. – Трасса М-11 безопасна настолько, насколько это вообще было возможно. Можно ли сделать на ней что-то еще для повышения безопасности? Ну, разве что придумать какие-то дополнительные ограничители скорости – некие технические устройства, которые будут удаленно блокировать скорость автомобиля после превышения разрешенного «порога» на трассе. При этом при возникновении особо сложных погодных условий стоит ограничивать скорость движения по трассе до 90 км в час. Правда, в таком случае пропадает весь смысл скоростной трассы».

Данилов напомнил – в последние годы многие россияне накупили больших автомобилей, которые кажутся их владельцам надежными и безаварийными, поэтому у многих водителей просто притупляется чувство опасности на дороге.

«В принципе, это общая беда нашего времени – быстрая машина, прямая дорога, светлый день, и никто не думает о том, что на трассе могут быть какой-то боковой ветер, наледь и другие коварные вещи. Об этом, как правило, люди начинают думать в последний момент, когда машина уже не тормозит так, как она должна тормозить, и возникает риск ДТП. Да, по мере развития технического прогресса автомобили в России стали быстрее и мощнее, у большинства из них хорошая шумоизоляция, поэтому скорость в них ощущается иначе. Во многих моделях при скорости до 130 км в час ты можешь вообще не чувствовать, что разогнался настолько сильно, особенно если вовремя не взглянуть на спидометр. Кроме того, таких средств безопасности, как сейчас, раньше никогда не было – многие машины сегодня защищают водителя от доброго десятка различных ударов. Поэтому проблема возникновения таких масштабных аварий, наверное, еще и в уровне технического прогресса. Но его, как известно, искусственно остановить нельзя», – заключил Святослав Данилов.

Напомним, все началось на 526-м километре трассы при движении от Петербурга в сторону Москвы. В этот день в столицу возвращались сотни туристов, которые решили провести новогодние каникулы в городе на Неве, поэтому дорога была сильно загружена. Повлияла на дорожную обстановку и погода — в Новгородской области 8 января началась сильнейшая метель, и видимость на дороге резко упала. Подстроиться под изменившиеся условия смогли не все водители. Как сообщили очевидцы, «обстановка на дороге была ужасная, видимость почти нулевая, метель жуткая, скорость должна быть не больше 40-50 км в час, но некоторые, видимо, гнали – и вот итог».

Напомним, с начала ноября на трассе М-11 работает зимний скоростной режим – 100 километров в час для легковых и 90 километров в час для грузовых машин. По словам водителей со стажем, трассу М-11 хорошо чистят, но хорошая дорога – это тоже опасно, ведь она создает иллюзию безопасности. К тому же многие водители едут по ней много часов, с монотонной скоростью, и их внимание неизбежно притупляется. При этом в метель на трассе почти всегда дует боковой ветер, возникают снежные «переметы», и для сохранения контроля над дорогой надо или очень хорошо чувствовать машину, или не гнать с максимальной, пусть даже разрешенной скоростью. Кроме того, в пургу на трассе возникает тончайшая наледь, которая выглядит как асфальт, но на самом деле при перестроении машина может стать неуправляемой.

По данным ГИБДД, грубое нарушение скоростного режима, вкупе с недостаточной дистанцией и плохой видимостью, стало причиной первой аварии. Внедорожник не успел затормозить и на большой скорости врезался во впереди идущий грузовик. Остальные машины стали «влетать» в них по цепочке. В итоге в аварии собралось 50 автомобилей: легковушки, джипы и грузовики, движение в сторону Москвы оказалось полностью перекрыто. Машины стали пускать в обход по старой дороге М-10. Для тех, кто застрял на М-11, администрация Новгородской области вместе с МЧС открыла пункты обогрева.

По информации Росавтодора, всем попавшим в затор на М-11 в период ДТП будут начислены 12 тысяч бонусных баллов, что эквивалентно скидке на проезд в 15% на 2 месяца. Оплата за участок, где произошло массовое ДТП, с пользователей не взимается. По последним данным Минздрава России, в массовом ДТП на трассе М-11 пострадал 21 человек, среди них 6 детей, четверо погибли, в том числе ребенок. В ликвидации последствий ДТП были задействованы 68 человек и 27 единиц техники. По факту аварии СКР возбудил дело по части 2 статьи 238 УК РФ «Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей».