Яндекс.Метрика
  • Игорь Свиридов

Александр Фролов: «Главная причина массовых аварий в России – в культуре вождения»

Автоэксперт и автопутешественник – о массовом ДТП на трассе «Нева»
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Накануне на новой платной трассе М-11, связывающей Москву и Петербург, произошло массовое ДТП. По данным ГИБДД, в аварии участвовало до пятидесяти автомобилей, несколько водителей погибли. Трагедия произошла недалеко от съезда на Малую Вишеру, машины двигались в сторону столицы.

Как считает автоэксперт и автопутешественник Александр Фролов, подобные массовые аварии ранее происходили и на старой трассе М-10, связывающей две столицы России.

«Ситуация, произошедшая 8 января на трассе М11 хоть и ужасная, но далеко не первая в своем роде. До открытия М-11 почти каждую зиму намертво стояла старая трасса М-10, и примерно по тем же причинам. Это аварии, порождающие другие аварии, многочисленные лихачи, пытающиеся объехать места ДТП по «встречке» или по обочине. Тем самым они создавали проблемы для проезда спецтехники. В результате на М-10 периодически возникали пробки длиной в 30-40 км. В целом причины аварийности на главных федеральных трассах всегда одни и те же – это высокая скорость машин при низкой видимости на скользкой дороге, грубые нарушения правил дорожного движения, и далее – «эффект домино», – отметил эксперт.

По его словам, все, что необходимо в плане безопасности, на современной трассе М-11 вроде бы есть.

«Там есть и «мягкие» отбойники, и многочисленные дорожные знаки, и современная разметка, и многое другое. Но если посмотреть на видео, где зафиксирован момент массовой аварии, то на нем видно, что по краям дороги, слева и справа, лежали большие сугробы снега. Они сами по себе создавали аварийную ситуацию на трассе, ведь такую скоростную дорогу нужно чистить гораздо лучше, – отметил Фролов. – Но было 8 января, сотни москвичей возвращались домой после праздников, и дорогу, видимо, чистили реже. Возможно, именно этот момент повлиял на возникновение аварии. Если бы дорога была тщательно очищена, этого инцидента вполне можно было бы избежать».

Автоэксперт напомнил: при обычном порядке расчистки трассы машины-уборщики идут «каскадом», фактически удаляя снег до самых краев трассы, сметая его на обочину.

«Но в данном случае, похоже, такой порядок очистки трассы соблюден не был. Еще один фактор – аварийная «пробка» образовалась фактически перед съездом с трассы. В результате он оказался блокирован, и люди не могли ни развернуться, ни разъехаться. То есть, как выяснилось, на суперсовременной трассе не предусмотрено ни аварийных, ни технических съездов. Это проблема, которая наверняка аукнется в будущем», – сообщил автоэксперт.

Фролов посоветовал автомобилистам во избежание таких инцидентов не только соблюдать ПДД, но и предпринимать дополнительные меры безопасности.

«Когда идет густой снег, дует боковой ветер и вы видите, что трасса недостаточно очищена, ни в коем случае нельзя ни превышать скорость, ни обгонять, ни вообще предпринимать каких-либо резких движений», – говорит аналитик. – В таких условиях нельзя руководствоваться официальными ограничениями скорости, которые на М-11 установлены в 130 км в час. Но люди в метель 8 января как ни в чем ни бывало мчали по трассе на такой скорости. На видео хорошо видно, как одна из машин на полном ходу, едва успев притормозить, врезалась в грузовик, который уже стоял, врезавшись в отбойник. То есть главная проблема массовых аварий – в культуре вождения, она была, есть и будет. К сожалению, на скоростных платных трассах наши люди забывают о любых ограничениях, ведут себя там, как бешеные. Мол, «раз я заплатил за проезд, то мне уже все дозволено, а все правила дорожного движения побоку». Вывод из этой истории один: нужно повышать культуру вождения, и делать это принудительно. А принудительно это можно сделать только при помощи огромных штрафов. Думаю, введение таких мер уже не за горами».

Напомним, все началось на 526-м километре трассы при движении от Петербурга в сторону Москвы. В этот день в столицу возвращались сотни туристов, которые решили провести новогодние каникулы в городе на Неве, поэтому дорога была сильно загружена. Повлияла на дорожную обстановку и погода – в Новгородской области 8 января началась сильнейшая метель, и видимость на дороге резко упала. Подстроиться под изменившиеся условия смогли не все водители. Как сообщили очевидцы, «обстановка на дороге была ужасная, видимость почти нулевая, метель жуткая, скорость должна быть не больше 40-50 км в час, но некоторые, видимо, гнали – и вот итог».

Напомним, с начала ноября на трассе М-11 работает зимний скоростной режим – 100 километров в час для легковых и 90 километров в час для грузовых машин. По словам водителей со стажем, трассу М-11 хорошо чистят, но хорошая дорога – это тоже опасно, ведь она создает иллюзию безопасности. К тому же многие водители едут по ней много часов, с монотонной скоростью, и их внимание неизбежно притупляется. При этом в метель на трассе почти всегда дует боковой ветер, возникают снежные переметы, и для сохранения контроля над дорогой надо или очень хорошо чувствовать машину, или не гнать с максимальной, пусть даже разрешенной скоростью. Кроме того, в пургу на трассе возникает тончайшая наледь, которая выглядит как асфальт, но на самом деле при перестроении машина может стать неуправляемой.

По данным ГИБДД, грубое нарушение скоростного режима вкупе с недостаточной дистанцией и плохой видимостью стали причиной первой аварии. Внедорожник не успел затормозить и на большой скорости врезался во впереди идущий грузовик. Остальные машины стали «влетать» в них по цепочке. В итоге в аварии собралось 50 автомобилей: легковушки, джипы и грузовики, движение в сторону Москвы оказалось полностью перекрыто. Машины стали пускать в обход по старой дороге М-10. Для тех, кто застрял на М-11, администрация Новгородской области вместе с МЧС открыла пункты обогрева.

По информации Росавтодора, всем попавшим в затор на М-11 в период ДТП будут начислены 12 тысяч бонусных баллов, что эквивалентно скидке на проезд в 15% на 2 месяца. Оплата участка, где произошло массовое ДТП, с пользователей не взимается. По последним данным Минздрава России, в массовом ДТП на трассе М-11 пострадал 21 человек, среди них 6 детей, четверо погибли, в том числе ребенок.