Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

В Музее-институте семьи Рерихов открыли выставку одной картины

Экспозиция приурочена к 150-летию со дня рождения выдающегося деятеля мировой культуры Николая Рериха, которое будет отмечаться в 2024 году
Фото: https://roerich.spb.ru/event/vystavka_odnoy_kartiny_v_muzee-institute_semi_rerihov_n_k_rerih_gonec__s_27_dekabrya_2023_po_28_yanvarya_2024_goda_

Вниманию публики представили редкий эскиз художника Николая Рериха «Гонец» (0+). Эта работа хранится в Национальном музее имени А.В. Анохина на Алтае. В Петербурге она находилась на реставрации. И по ее завершении картину впервые показывают в Северной столице.

По словам директора Музея-института семьи Рерихов Алексея Бондаренко, работа знаменует собой важный этап становления Рериха как живописца. И является новым материалом в исследовании «славянской симфонии» художника, в основе которой история России, живые и яркие образы старины.

«Картина важна и интересна с точки зрения понимания того, как Рерих работал над своей дипломной работой «Гонец», которую потом купил Павел Третьяков», - рассказал он.

Примечателен этот эскиз еще и тем, что его сюжет несколько отличается от законченной картины «Гонец. Восстал род на род». Если на большом полотне гонец подплывает к городу на высоком берегу реки, то здесь он гребет куда-то в даль, а на берегу удаляется от него монах.

Кстати, именно с фигурой монаха связаны открытия, которые были сделаны в ходе реставрации. Дело в том, что до проведения работы слой краски и лака был столь затемнен, что не позволял увидеть этого важного для замысла художника персонажа. И только после всех расчисток на эскизе проступила фигура монаха. Между тем некоторые специалисты считают, что им может оказаться сам Нестор – автор знаменитой «Повести временных лет».

Добавим, что первое появление «Гонца» на публике вызвало восторженные отзывы критиков. Работу высоко оценили Илья Репин и Сергей Дягилев, а Лев Толстой передал напутствие автору:

«Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше – жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт».

По оценкам специалистов, именно в «Гонце» были заложены основные приёмы Рериха-пейзажиста: высокая точка зрения, совмещение разных уровней, круг излюбленных мотивов: лента реки, холмы или горы на дальнем плане, древние города.

Выставка в Музее-институте семьи Рерихов будет работать до 28 января 2024 года.