Яндекс.Метрика
  • Роман Королев

Николай Самусев: «Танец дисциплинирует всесторонне»

Педагог высшей категории, основатель и руководитель детского танцевального коллектива «Золотое яблочко» рассказал о пользе танца и особенностях дополнительного образования
Фото: из личного архива героя публикации

– Николай, расскажите, как решили заниматься танцами?

– Я родился в Великом Новгороде. Еще в старшей группе детского сада решил принять участие в танцевальном конкурсе «Мистер Великий Новгород». Подготовка заняла целый год, и в итоге удалось победить. Тогда я и понял, что танцы – это моя жизнь и ничем другим я заниматься не смогу.

– Как пришла идея создать коллектив?

– У меня давно было такое желание. Очень хотелось внести свой вклад в развитие русской культуры, воспитание новых артистов. После 9-го класса поступил в Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова, затем в Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств по специализации «художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» (специальность: «народное художественное творчество»). И в итоге в определенный момент, несмотря на то что на 5-м курсе уже танцевал с примой Мариинского театра Юлией Махалиной, я решил попробовать себя на педагогической стезе. Это сложно, интересно, к тому же очень волновала возможность с раннего детства выращивать настоящих артистов.

– Как придумали название коллектива?

– Существует так называемый гороскоп друидов, где вместо привычных знаков зодиака – деревья. Мое дерево, согласно дате рождения, – яблоня. Принято считать, что свое дерево приносит человеку удачу и придает силы. Так и родилось название – как корабль назовешь, так он и поплывет.

– Как организованы занятия в ансамбле?

– Мы работаем при 40 школах в 12 районах. Ансамбль большой – более 2000 детей и 40 преподавателей. Работать при школах – это очень удобно. Детям не нужно после уроков никуда ехать, они в этом же здании сразу идут на дополнительные занятия.

Направлений танца очень много: русские народные, классические, джаз, модерн, хип-хоп и другие. Каждый преподаватель выбирает то, что ему больше по душе. В приоритете, конечно, русские народные танцы. И в целом популяризация русской культуры. Мы развиваемся уже 12 лет и весьма успешно.

– Расскажете об успехах?

– Провели уже три больших концерта в Кремлевском дворце на главной сцене страны с участием около 1000 детей. С программой как раз русских народных танцев. Также все время ездим на разные конкурсы по всей стране. В Москве, например, проходит ежегодная танцевальная олимпиада. Целую неделю участники соревнуются в разных дисциплинах – от танца живота до классического балета. Там мы три раза становились победителями. Вообще, достижений очень много за 12 лет, и останавливаться не планируем.

– Сами организовываете концерты и конкурсы?

– Конечно! В апреле каждый год мы проводим свою собственную премию в области культуры и искусства «Золотое яблочко». Туда мы приглашаем коллективы из других городов. Также я делаю свой фестиваль «Рождение звезды». Каждые две недели летаю в разные города, отбираем детей, коллективы и приглашаем уже на наши концерты и, соответственно, на премию «Золотое яблочко» и в Кремлевский дворец.

– Что, на ваш взгляд, критически важно в танцевальной педагогике?

– Большая сцена. Привычка к ней с детства очень поможет в дальнейшей жизни, какое бы занятие человек ни выбрал. Это развивает творческий подход к делу, уверенность в себе, целеустремленность. Поэтому я всегда максимально стремлюсь к большим сценам. Я на всю жизнь запомню свое первое такое выступление – это было потрясающе.

Также важно, конечно, привить ребенку любовь к танцу, искусству. Это колоссальный подарок для человека. Танец – он же развивает всесторонне: в плане физической формы, внешнего вида, культурности общения и в целом поведения.

Ну а в целом в педагогике очень важно дать ребенку как можно раньше максимально широкий выбор для самореализации. В наше время с этим, на мой взгляд, все обстоит очень хорошо. Например, в школах, где мы работаем, на выбор есть сотни направлений – от макраме до робототехники.

– С какими трудностями сталкиваетесь в работе?

– Поскольку мы действуем в сегменте дополнительного образования при школах, то на преподавателей ложится очень большая нагрузка. Есть, например, коллективы при школах искусств и домах культуры. Там иногда к одному коллективу приставлены пять педагогов: по классическим, народным, современным танцам, учителя композиции. Также есть свои костюмеры и концертмейстеры. У нас же этим всем может быть занят один педагог.

Кроме нагрузки, на них лежит и очень большая личная ответственность. Работа с детьми – это очень сложно, необходимо быть предельно внимательным и осторожным.

– Расскажите о ваших личных планах на будущее.

– Если фундаментально – то идти вперед, не останавливаться и, главное, все доводить до конца. Также – расширять поле деятельности. Недавно в него вошла и депутатская работа – я стал депутатом муниципального образования Большая Охта. Проводим заседания, рассматриваем важные и общественно полезные вопросы, делаем общественную жизнь лучше.

Но, конечно, больше всего меня интересует развитие культуры. На мой взгляд, ее необходимо и сохранять, и развивать. Доносить людям, что культурное развитие – это жизненно важно. И, безусловно, приоритет отдавать нашей культуре, поскольку величие и влиятельность ее на культуру мировую переоценить невозможно.