Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Александр Фролов: «Власти стремятся сделать Россию пригодной для автопутешествий»

Министерство экономического развития России разработало новую концепцию развития автомобильного туризма до 2035 года. Она подготовлена по поручению президента Владимира Путина
Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

Как рассказал «Петербургскому дневнику» автоэксперт и автопутешественник Александр Фролов, новая программа, безусловно, необходима, но ее реализация займет десятилетия.

«Еще лет пять назад подобную концепцию развития автотуризма представил Росавтодор. Правда, тогда ее центральным элементом было дальнейшее развитие в стране сети автозаправок. При поддержке Минтранса чиновники распределили места, где потенциально могут или не могут располагаться АЗС. Это был такой чисто коммерческий подход, который предложили на рассмотрение в АП. Тогда мелкие игроки рынка, владеющие небольшими сетями АЗС или придорожных кафе, указывали, что все потенциально прибыльные места были заранее поделены между крупными компаниями – вроде «Лукойла», «Роснефти», «Газпромнефти», «Татнефти» и т.д. При этом их интересы никто не учитывал».

В новой концепции развития автотуризма предусмотрен и такой важный параметр, как повышение качества придорожных услуг, оказываемых автомобилистам.

«Когда мы говорим о качестве придорожного сервиса, мы обычно судим о европейской части России. Причем многие путают зоны ответственности Росавтодора и ГК «Автодор» – несмотря на схожесть названий, это две разные структуры, вторая из них отвечает за обустройство платных автодорог. Так вот, ГК «Автодор» еще на этапе проектирования новых трасс закладывает в проект все потенциальные места размещения многофункциональных зон (МФЗ), которые объединяют в себе АЗС, ресторан, магазин, мойку, отель и т.д. – пояснил эксперт. – Сейчас они активно строят федеральную трассу М-12 «Москва – Казань» и уже сейчас закладывают в концепцию, где и какие АЗС или мотели будут стоять, с какими компаниями будут заключаться соответствующие договоры и т.д. Поэтому с планированием МФЗ на платных дорогах дело уже сегодня обстоит, в общем-то, хорошо».

Фролов указал: проблема здесь в том, что сами представители бизнеса не спешат открывать свои «точки» на новых дорогах, предпочитая дождаться момента, когда автолюбители к ним привыкнут и поток автомобилей станет стабильным.

«По этой причине на той же трассе М-11 «Москва – Петербург» нормальная сеть МФЗ появилась только к нынешнему году. Хотя сама трасса была открыта еще в 2018-м. Поэтому правительству действительно предстоит продумать меры, при помощи которых можно эффективно привлекать бизнес строить свои «точки» на обочинах», – считает эксперт.

При этом он надеется, что в новой концепции автотуризма власти учтут интересы владельцев электромобилей, считающихся транспортом будущего.

«Существующая в России дорожная сеть для них практически не предназначена, хотя сейчас в Китае или Европе именно на них делается основная ставка. У нас же электромобиль – это до сих пор исключительно городская машина, на ней нереально поехать куда-то далеко, даже из Москвы в Петербург. Сеть заправочных аппаратов для них практически не развита. А если на каких-то АЗС и есть специальные стойки, то там сегодня – буквально по две-три розетки, то есть на массовую зарядку электрокаров у нас никто не рассчитывает, – указал аналитик. – Похожая ситуация и со стоянками для автодомов-трейлеров. В России эта культура пока не стала массовой. Ее собирались создавать несколько лет назад, но за прошедшее время в этом плане ничего особо не сдвинулось. При этом сами трейлеры на нашем рынке есть, есть даже сообщества их владельцев, но структуры площадок под них – с подключением канализации, воды и электричества – в принципе не существует».

При этом создатели концепции должны учесть, что страна у нас очень большая и расстояния между населенными пунктами где-нибудь на Дальнем Востоке или в Сибири огромные, указал Фролов.

«Если власти предполагают, что наши автопутешественники будет ездить по дальним направлениям, то вот там инфраструктуры для них пока просто не существует, ее придется создавать с нуля. Что касается качества автодорог, то сегодня государство постепенно приводит их в нормативное состояние. Но пока это касается в основном федеральных трасс. Местные дороги, ответственность за которые несут региональные власти, до сих пор порой выглядят ужасно. По федеральным трассам у нас уже можно ездить без опаски, причем как в европейской части России, так и, например, в регионах Дальнего Востока. Я, например, ездил на машине в Якутии – там сейчас ровные, хорошие дороги, пусть и не всегда асфальтовые. Но при этом на расстояниях в 700-800 километров трассы там может быть только одна-единственная заправка, и больше АЗС не найдешь. Похожая ситуация и на трассе между Улан-Удэ и Иркутском – тоже хорошие дороги и почти нет АЗС. Поэтому властям в отдаленных регионах предстоит создавать всю инфраструктуру автотуризма, что потребует колоссальных инвестиций», – говорит он.

По мнению автоэксперта, данная программа – это только первый шаг к тому, чтобы сделать Россию мало-мальски пригодной для автопутешествий.

«И эти первые шаги должно делать именно государство. Потому что никакой частный бизнес сам не пойдет, например, в глухую тайгу, чтобы построить там МФЗ для автотуристов. Его нужно к этому стимулировать, да еще и обеспечить нормальные транспортные потоки по трассам, чтобы бизнес не прогорел. Думаю, эта программа рассчитана на десятилетия, и, надеюсь, наши потомки поймут, для чего это все предпринималось», – заключил Александр Фролов.

Напомним, Минэкономики разработало концепцию развития автомобильного туризма до 2035 года. Она предусматривает синхронизацию развития основных автотуристических маршрутов в стране с планами дорожников. Также планируется предоставлять бизнесу налоговые преференции и другие льготы в рамках создания инфраструктуры для автотуристов.

По мнению экспертов, автотуризм в России сейчас развивается хаотично и фрагментарно. Есть отдельные программы по ремонту и строительству дорог, заправок, но они почти не привязаны к туристическим объектам. Придорожные отели строятся, как правило, в интересах водителей фур и в местах с наибольшим трафиком. Поэтому задача концепции – синхронизировать все эти процессы.

По оценке Минэкономики, ежегодно по дорогам России передвигаются 22-23 миллиона автотуристов, а их потенциальное число может достигать 42 миллионов человек. Согласно опросам ВЦИОМ, 39 процентов россиян за последние пять лет совершали дальние туристические поездки на авто. Развитие этого направления может принести туристической отрасли дополнительно 250 миллиардов рублей в год.

При этом, по данным ВЦИОМ, 26 процентов автотуристов не удовлетворены качеством придорожного сервиса. На многих дорогах не хватает заправок, парковок, туалетов и мотелей.

При этом в Уральском, Сибирском и Дальневосточном округах объектов дорожного сервиса очень мало из-за низкой инвестиционной привлекательности и высокой стоимости их создания. По данным аналитического центра НАФИ, 81 процент путешественников жалуется также на низкое качество самих дорог. Авторы концепции упоминают и проблему низкого качества мобильной связи на многих участках трасс.

Документ, который в правительстве рассмотрят в начале 2024-го, рассчитан на два этапа. В 2024-2025 годах власти собираются разработать программу по развитию автотуризма с планом мероприятий. Минэкономики предлагает в ее рамках разработать меры господдержки бизнеса для создания инфраструктуры для автотуристов, прежде всего – многофункциональных зон. Сейчас на федеральных дорогах Росавтодора работает более 180 МФЗ, на платных дорогах ГК «Автодор» – около 100 МФЗ.