Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Фениксы на скале, драконы на блюде и жезл желаний: три новых зала экспозиции «Культура и искусство Китая» открываются в Эрмитаже

Предметы, представленные на ней, относятся к эпохе Цин
Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник»

В Государственном Эрмитаже 27 декабря открываются сразу три новых зала, в которых представлена экспозиция «Культура и искусство Китая», посвященная периоду XVII-XIХ веков.

Предметы, представленные в экспозиции, относятся к эпохе Цин, которая в культуре этой страны занимает особое место. Это последняя в истории императорского Китая династия, правившая с 1644 по 1911 год и прославившаяся тем, что подарила миру невероятные достижения китайских искусств и ремесел.

Эпоха Цин

«В экспозиции Китая представлены предметы эпохи Цин. Эпохи, параллельной правлению Романовых и потому полной всевозможных исторических аллюзий и связей, начиная с Канси и Петра Великого», – сказал генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Он также отметил, что здесь показано «большое количество императорских подарков высочайшего уровня, которые делают эту экспозицию памятником истории российско-китайских отношений».

Большинство предметов было подарено или приобретено музеем еще до революции. Но и в советское время китайская коллекция тоже пополнялась. Например, один пейзаж был передан в Эрмитаж от известного филолога-китаиста, академика Василия Алексеева. А другой живописный свиток поступил от художника-авангардиста Натана Альтмана.

Особого внимания заслуживает вертикальный свиток с изображением трех даосских бессмертных, выполненный в свободном стиле сеи. Его автор Хуан Шэнь, живший в XVIII веке, принадлежал к числу наиболее ярких мастеров своего времени. Также представлена живопись, дающая представление о наиболее популярных в Поднебесной жанрах: это пейзаж, портрет и изображения цветов и птиц.

Три зала

Экспозиция выстроена по хронологическому принципу – начиная с древности и заканчивая XVIII веком. Именно в этот период искусство Поднебесной достигло особой утонченности.

Посетители смогут увидеть резные изделия из слоновой кости, дерева, произведения из бамбука, нефрита, бронзы и еще многое другое.

«Все предметы распределены по материалам. В первом зале – живопись и резной камень. Во втором – декоративно-прикладное искусство из металла и органических материалов. Последний зал посвящен фарфору», – рассказал младший научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа Константин Петров.

Главные украшения зала – инкрустированный камнем лакированный деревянный экран, на одной стороне которого изображены сосна, бамбук и слива, а на другой – стихи императора Цаньлуна, посвященные ожиданию весны. Или нефритовый жезл исполнения желаний (жун), который украшен стилизованным иероглифом «долголетие» и изображением летучей мыши, которая в Китае считается предвестницей счастья.

Посетители также смогут увидеть замечательную коллекцию резного камня. Удивительной красоты предметы выставлены в новых витринах и подсвечены так, что их уникальность становится еще более очевидной.

Белое золото

Впервые в новой экспозиции так много вещей из фарфора, который ценился так высоко, что даже получил название «белое золото». Все они высочайшего качества, так как изготавливались для императора, его двора или китайской аристократии.

«В том, что касается сюжетов, китайское прикладное искусство очень символично. Там каждый мотив имеет благопожелательное назначение. Мы можем даже его иногда прочитать», – рассказала Лидия Поточкина, хранитель коллекции дальневосточной керамики и фарфора, старший научный сотрудник Эрмитажа.

Впервые в экспозиции представлены три тарелки, расписанные в гамме так называемого «зеленого семейства». На одной из них мы видим пару фениксов на скале со стилизованной надписью «бесконечное долголетие». Эти предметы специально создали к празднествам 60-летия императора Канси, их в мире считаное количество.

В числе особенных предметов – большое блюдо периода Цяньлун с подглазурной кобальтовой росписью, изображающей дракона – символ наступающего года.

В центре зала – всевозможные вазочки, каждая из которых немалой цены. Один из раритетов – покрытая кобальтом ваза с прорезным орнаментом, внутри которой помещена другая вазочка. Другой предмет – лунная фляга. Подобное изделие продавалась на одном из недавних аукционов за 2,5 миллиона долларов.

Открывшиеся залы искусства Китая – лишь первый этап работы научных сотрудников отдела Востока Эрмитажа. Открытие следующей очереди залов, а всего их будет семь, запланировано на конец будущего года.

«Нефрит и фарфор, лак и эмаль, тонкая живопись цветов и птиц стали узнаваемой частью всемирного наследия и символом изящной роскоши», – подытожил Михаил Пиотровский.