Мария Мельникова про «Бременских музыкантов»: «Любовь, дружба и никакого социального подтекста»
Перед петербургской премьерой «Бременских музыкантов» исполнитель главной роли Трубадура Тихон Жизневский сказал, что подобные фильмы готовятся в среднем два года, а их творческая команда справилась всего за 10 месяцев. Актер поспешно добавил, что это он не в качестве оправдания, однако отделаться от этой мысли во время сеанса было сложно.
Фильм «Бременские музыканты» основывается на одноименном гениальном советском мультфильме 1969 года, однако авторы вносят серьезные корректировки в сюжет, чтобы растянуть хронометраж до нужных прокату двух часов, а также значительно меняют характеры почти всех персонажей.
Зрители увидят полное трагизма детство Трубадура, важную роль в котором сыграли Атаманша в исполнении Марии Ароновой и Константин Хабенский в роли гениального сыщика. Не хотелось бы спойлерить, но не могу умолчать о том, что королевские карательные (ну, а как их еще назвать?) органы повесили на 10-летнего (!!!) мальчика все преступления целой банды разбойников и отправили на 20 (!!!) лет в тюрьму. Откинувшись, он, разумеется, жаждет мести, однако любовь к принцессе быстро лечит его от этого недуга.
Принцесса из фильма, которую играет Валентина Ляпина, в отличие от мультипликационной жаждет не любви и семейного счастья, а творческого самовыражения. Она не сложный подросток, а хитрая и хорошо знающая, чего хочет, девушка, поэтому ловко использует и папу короля, и Трубадура с его друзьями-животными.
Кстати, о животных. Если в мультфильмах дружба людей и братьев наших меньших выглядит органично и не вызывает вопросов, то в кино все сложнее. Авторы фильма намеренно отказались от использования компьютерной графики, поэтому актерам пришлось работать в сложном пластическом гриме, который менял их до неузнаваемости. Дмитрий Дюжев насытил речь ослиным мычанием, Аскар Нигамедзянов регулярно махал крыльями петуха, Роман Курцын языком изображал почему-то ротвейлера (в мультфильме пес был явно другой породы), а Ирина Горбачева обошлась природной грацией. Актеры поработали на славу, гримеры – тоже, однако результат все равно весьма спорный.
Создатели фильма серьезно пересмотрели финал. Личное счастье нашли не только Трубадур с принцессой, но и король, которого играет Сергей Бурунов, и многие другие персонажи.
В общем, любовь и дружба побеждают, и все счастливы. И все бы хорошо, но картина опирается на мультфильм 1969 года, который был на порядок сложнее. В отличие от современников советские граждане в рисованных «Бременских музыкантах» видели не просто животных, а запрещенных Beatles и хиппи. В мультфильм был «зашит» невероятный социальный контекст, что и сделало его хитом не только среди детей, но и взрослых. В работе Алексея Нужного ничего такого нет, и многие критики уже вменяют это режиссеру.
С другой стороны, Тихон Жизневский все на той же петербургской премьере сказал, что команда фильма хотела снять историю именно про всепобеждающую любовь и дружбу, так вправе ли критики требовать от команды проекта больше, чем они обещали на себя взять? Тут каждый ответит для себя сам.
Если вы спросите меня: «Стоит ли смотреть фильм?», то я отвечу положительно. Все мы родом из детства, да и смотреть на всепобеждающую любовь и дружбу под Новый год особенно приятно. Однако культовой или даже знаковой экранизация «Бременских музыкантов», на мой взгляд, не станет. Впрочем, время покажет.
P.S: cамая сильная часть фильма – его визуальная составляющая. Декорации прекрасны вне зависимости от того, где происходят события: в специально построенном в павильонах студии «Главкино» городе Бремен или в настоящих горах Кавказа. Для фильма было пошито более 500 костюмов и стилизовано еще более 2000, и все они сказочно хороши.
С музыкой все менее однозначно. Хиты из советского мультфильма наличествуют, однако в современных аранжировках композитора Максима Фадеева. Так, разбойники периодически переходят на рэп, а Трубадур выдает настоящий рок. Оценивать получившееся сложно, тут уж чистая вкусовщина.