«Золотые руки ангела»: «Мы знаем, что ждут бойцы в окопах на Новый год»
Накануне Нового года во всех восьми петербургских отделениях волонтерского движения «Золотые руки ангела» кипит работа – готовятся к отправке очередные посылки на фронт.
«От девочки Вари – на фронт»
Волонтер Ольга Губочкина проверяет очередную партию груза, которую через день повезет «за ленточку». Психолог по образованию, она с первых дней СВО возит гуманитарные грузы. Хрупкая женщина за рулем говорит, что всегда занималась благотворительностью, а с началом спецоперации все ее помыслы были только о том, как помочь ребятам. У них дома семейный подряд. Ее 70-летний папа, военный хирург, прошедший едва ли не все горячие точки, в свободное время нарезает полотна для маскировочных костюмов.
«Зачем? Это надо прежде всего нам самим. Война закончится, а в глаза вернувшимся парням смотреть надо будет. Эта работа привела в покой мои мысли, включенность в общее дело помогла адаптироваться. Я езжу на Донецкое направление в стрелковый батальон и привожу грузы в разведбат на Артемовском направлении. Цикл – раз в 2 месяца. Опасно? Не опаснее, чем там, на Донбассе, где обычные люди живут», – говорит Ольга.
Рядом доверху забивает свою личную машину юрисконсульт администрации Колпинского района Виталий Ерецкий. Видя наше удивление, тут же сообщает, что не он один среди чиновников этого района помогает фронту.
«Помогает вся администрация, иначе мы не собрали бы столько дронов, не смогли бы загрузить генераторы. Коллеги из администрации решают организационные моменты, привозят коробки, собирают деньги, подключают подведов. Сегодня грузили генераторы для морских пехотинцев, по 100 килограммов. Всех мужиков собрали. Замглавы администрации Владимир Пасечник работает с предприятиями по заказам с фронта. Лично я все это собираю, запихиваю в машину и везу», – рассказывает чиновник.
Мотивация та же: не мог сидеть на месте, хотелось помочь. Со временем выработали логистику, связи. Сейчас среди их «подопечных» – артиллеристы, морпехи, мотострелки, летчики, пехотинцы. Приезжают, выгружают грузы, собирают заявки, и так каждые 1,5-2 месяца. Виталий рассказывает, что очень помогают петербургские школьники. Ребята из Колпино собрали огромное количество жгутов, бинтов, термобелья.
«Я даже не знал, какие у нас замечательные люди. Бабушки, дедушки, ветераны помогают. Дети прекрасные, мы получаем огромное количество писем от школьников. Такое из-под палки не напишешь. Я вчера чуть не плакал, когда увидел открытку от девочки, на которой написано: «От девочки Вари. Куда: на фронт», – рассказывает Виталий.
Кутюрье с волокушами
Волонтер, куратор цеха на Московском проспекте Светлана З. показывает новую продукцию, созданную «Ангелами». Например, крайне нужные носилки-волокуши: каркас – как от традиционных тактических мягких носилок, парашютная стропа, на которую нашивается специальная очень прочная ткань, к ней пришиты сигнальные ручки, которые видны даже в темноте. На таких волокушах можно даже одному перетащить раненого в безопасное место. Псковские десантники, «ахматовцы» уже брали их, очень довольны.
Эта модель волокуш, названная «Ковчег», создана Анной Е., добровольцем-«Ангелом». «Ангелы» шьют и аптечные подсумки так называемого первого эшелона – компактное средство самопомощи для бойцов разработки Юрия Евича.
Светлана показывает аккуратно, почти ювелирно сшитый подсумок, в который можно положить турникет, жгут, тактические ножницы, индивидуальный перевязочный пакет. «Специально вручную обжигаются все края стропы, чтобы ткань не мохрилась, внутрь вшивается пластик. А эту вещь мы называем «жгутница» – чехол для жгутов. Она моментально открывается. У нас была история, когда наша жгутница спасла жизнь. Боец был серьезно ранен с риском большой кровопотери, а его обычный жгут был так зафиксирован на разгрузке, что он не смог его выдрать. Хорошо, что была наша легко открывающаяся жгутница, он выдернул жгут и спас себе жизнь», – рассказывает Светлана.
Швеи-«Ангелы» придумывают сами, как усовершенствовать тот или иной вид продукции с учетом пожеланий бойцов. Пробуют десятки вариантов, пока не находят оптимальный.
«У нас работает Света Г., очень творческая швея. Мальчики-воины просили чехол для турникетов, жгутов. Девочки искали по маркетплейсам, военным магазинам, опробовали несколько разных, нашли похожее и скопировали его, но потом по просьбе бойцов доработали – увеличили размер. Получилось качественно и удобно, военные медики отзывались о них очень хорошо. Это именно наши люди уникальные, они постоянно в исканиях каких-то, ищут самое нужное, чтобы было полезно бойцам», – рассказывают «Ангелы».
Показывают пончо из очень прочной ткани с защитой от ветра, воды и с инфракрасной ремиссией – эта ткань не видна приборам ночного видения. Но «Ангелы» и его доработали, пришив люверсы и липучки. Теперь, если пончо сложить, получается большой тент, который может защитить людей и технику от приборов ночного видения. Конструктор спальных мешков и одеял Татьяна Р. была специалистом по пошиву легкого женского платья – практически кутюрье. С началом СВО она остановила свой бизнес, приходит в цех работать бесплатно, и многие усовершенствованные образцы – это ее вклад. Появился также многофункциональный спальный мешок с петлями и отличным утеплителем. Его можно поставить как палатку со специальной фольгированной тканью – тепловизор не увидит.
Обрезки от спальников идут на пошив облегченных одеял, из остатков утеплителя шьют подушки. Даже такая простая вещь, как браслет выживания, изготовленный из многофункциональной очень крепкой веревки, способной за секунду стать стропой, жгутом, фиксатором, плетется всего за 15 минут. 15 минут – и чья-то жизнь.
«Я благодарна судьбе за возможность делать общее дело. У некоторых из нас воюют сыновья, мужья. Мы стали как бы многодетными мамами, за каждого бойца переживаем, никого чужих нет, все свои», – говорит Светлана.
Билет домой
Влада Высоцкая, координатор петербургского отделения «Золотых рук ангела», практически круглосуточно на телефоне.
«Самая большая сложность – с материалами. Покупаем их на пожертвования обычных людей, нескольких небольших предприятий. Скромные петербургские фирмы от себя отрывают, но стараются помогать нам. Саперные кошки, сборные печки, крючки для носилок бесплатно делает металлообрабатывающее предприятие на территории Кировского завода, очень помогают нам. Есть помощь и от муниципалов. Нарвский округ помогает с помещениями, муниципалы из Ульянки и Посадского округа отвозят грузы на фронт. Но потребность фронта растет, мы готовы сшить все, что нужно бойцам, но нужны материалы, ткани. Только вместе мы можем делать одно большое дело», – говорит Влада.
По ее словам, лучшими подарками на Новый год были бы спальники, пятиточечники, термобелье, печки. То есть вещи, которые сохраняют жизнь – как изделия «Ангелов». Носилки и эвакуационные стропы бойцы называют «билетом домой». «Девочки наши ходят в госпитали с гуманитаркой, и раненые рассказывают: «А меня вынесли на ваших носилках», – говорит Влада Высоцкая.
И, конечно, очень нужны рабочие руки. Нужны все – даже не умеющие шить. Как, например, Валентина М., которой скоро 70 лет. Она работает здесь уже год. Говорит, что пыталась шить – не получилось, но помогает собирать продукцию. Ирина К. собирает пятиточечники. По выходным приходит многодетная мама Рената П. – она мастер по пошиву верхней одежды. С такой работой, как у нее, многие бы не справились. Именно эта мама шьет трудоемкие спальные мешки. Надежда К., Светлана Г., Татьяна Б., Галина К. и Людмила Е. приходят в цех буквально каждый день и шьют.
«Столько идей у нас сообща рождается, как будто небесные силы нашептали. Приходят парни и удивляются: «Как вы догадались? Это то самое, что необходимо», – улыбаются женщины.
Над каждой швейной машинкой трогательно зеленеют самодельные елочки с логотипами «Ангелов», сделанные из пустых ниточных бобин. Пока я ими любуюсь, открывается дверь и в цех заходят четверо парней – это молодые лейтенанты из Академии связи. Они пришли поблагодарить женщин перед отправкой в зону СВО.
«Мы очень ценим ваш труд. Россия прекрасна тем, что мы все друг другу помогаем. Без вас, женщин, мы ничего бы не смогли», – сказали молодые люди.
А женщины обняли ребят и попросили, чтобы они все вернулись домой.
«Мы стараемся для вас. В каждом изделии – частичка нашей души, когда мы шьем, мы молимся за вас. Нет других рук, кроме наших», – сказали женщины.