Татьяна Стоянович: «Главная цель оппозиции – получить в свои руки власть в Белграде»
Ночью оппозиция в Белграде разгромила здание сербского парламента – там были повсюду выбиты окна, а в кабинетах разгромлена мебель и техника. Тем не менее местной полиции удалось взять ситуацию под контроль.
О том, грозят ли нынешние протесты «сербским Майданом», «Петербургскому дневнику» рассказала сербская журналистка Татьяна Стоянович.
«На мой взгляд, пока протесты в Белграде нельзя считать законченными. Ситуация развивается, и для нынешних властей она вполне может ухудшиться. Пока для Александра Вучича она не опасна, это не тот уровень протеста, который способен его снести, – говорит Стоянович. – Та оппозиция, которая сейчас вышла на улицы, имеет претензии к чистоте проведения выборов в Белграде. Они и сами понимают, что в данный момент не готовы взять власть в республике. Тем более что Вучич действительно победил на прошедших национальных выборах».
Что касается выборов в муниципалитеты Белграда, то там победа правящих сил выглядит не так однозначно, уточнила эксперт.
«Разница в количестве голосов, набранных властью и оппозицией, – на городских выборах реально невелика. Кроме того, в Белграде у жителей все-таки другие настроения, нежели в целом по стране. Это не значит, конечно, что весь Белград поддерживает протестующих, потому что эти оппозиционеры многим уже изрядно надоели. Недавно в Сербии уже было движение «Один из пяти миллионов», тогда люди регулярно месяцами организовывали многотысячные шествия, но потом это движение сошло на нет. Затем в Сербии случилось массовое убийство в школе, возник спонтанный народный протест «Сербия против насилия», и постепенно инициативу в нем перехватила прозападная оппозиция», – напомнила Стоянович.
Она предполагает, что нынешние оппозиционеры крепко связаны с американским посольством, глава которого весьма активно вмешивается в сербскую политику.
«Пока что главная цель оппозиции – получить в свои руки власть именно в Белграде. Ведь если ты получаешь в свое распоряжение столицу, то ты делаешь большой шаг к овладению высшей властью. Власть в Сербии приобретается и теряется именно через Белград, – говорит эксперт. – Понятно, что все «майданные» технологии давно отработаны Западом – и на Украине, и в других странах, и даже в самой Сербии в начале нулевых. Но проблема для Запада в том, что сейчас уже другое время – сербская власть видела, как устраиваются «майданы» в других странах, а местная полиция обучалась им противостоять. Насколько я знаю, в качестве примера они брали протесты «желтых жилетов» во Франции, которые были успешно подавлены Парижем».
Также Татьяна Стоянович пояснила – она лично не видит усиления антироссийских настроений в сербском обществе.
«Нынешняя оппозиция не в состоянии влиять на общее отношение сербов к России. Я уверена, что Александр Вучич останется у власти и его риторика, скорее всего, не изменится. Тем не менее нынешний режим все равно продолжит негласно дрейфовать в сторону от России, ослаблять деловые и гуманитарные связи, потому что это является жестким требованием к Белграду со стороны Евросоюза, – сообщила она. – Накануне нынешних выборов представители ЕС прямо заявили, что Сербия должна признать независимость Косово и подписать с Приштиной соглашение о полной нормализации отношений. Кроме того, Брюссель требует от Сербии ввести санкции против России, называя это «привести внешнюю политику Белграда в соответствие с политикой ЕС».
В целом, отметила Стоянович, на словах команда Вучича продолжит «дружить с Россией», но в реальности Сербия будет все больше ослаблять свои связи с ней, находясь под постоянным и все возрастающим давлением со стороны Евросоюза и Запада в целом.
Напомним, на днях сербская прозападная оппозиция, несогласная с результатами прошедших в стране выборов, начала протестные акции в Белграде. Накануне ночью демонстранты попытались штурмовать городскую администрацию, но были остановлены полицией. Сторонники сербского оппозиционного блока «Сербия против насилия» попытались взять штурмом городскую администрацию в Белграде. Демонстранты били стекла в окнах, забрасывали полицейских камнями и пивными банками, но силовики выставили щиты в дверные проемы. Кроме того, полиция была вынуждена применить слезоточивый газ.
Позднее силовики в шлемах и со щитами, прибывшие на площадь у администрации Белграда, разогнали протестующих и выставили оцепление. В ходе протестов перед Скупщиной серьезно пострадали двое полицейских, еще несколько силовиков получили легкие травмы. Было задержано более 35 протестующих, операция по выявлению участников беспорядков продолжается.
Президент Сербии Александр Вучич обратился к нации на фоне штурма и призвал население не беспокоиться. Он также заявил, что бунтовщики и головорезы будут задержаны, последует реакция компетентных органов. Вучич подчеркнул, что протесты ставят под угрозу независимость и суверенитет Республики Сербия. «Мы сохраним свободу Сербии, потому что это высшая ценность», – сказал президент. Позднее премьер Сербии Ана Брнабич отметила, что Москва заранее предупреждала Белград о возможных беспорядках, и Сербия благодарна российским спецслужбам за предоставленную информацию.
Напомним, беспорядки разгорелись после выборов, в которых победила коалиция правящей Сербской прогрессивной партии (СПП) президента Александра Вучича. На голосовании в парламент она получила свыше 47% голосов. По данным наблюдателей, прозападный блок «Сербия против насилия» заработал поддержку около 23% избирателей, Социалистическая партия Сербии набрала 6,7%. Однако лидеры прозападного блока «Сербия против насилия» не признали итоги голосования в скупщину Белграда, которое проходило параллельно парламентским выборам. Они отказались покинуть здание избиркома и объявили голодовку.
Как отмечают эксперты, ситуация в Сербии постепенно накаляется и ряд западных стран напрямую заинтересованы в таком развитии событий.