«Мы придумали атомный Хогвартс»: советник генерального директора по информационным проектам «Росатома» о создании нового павильона на ВДНХ
За первый месяц работы павильон посетили более 170 тысяч гостей. Как звучит музыкальный реактор? Где можно попробовать борщ с вишней? И в чём волшебство атомной науки? Эти и другие вопросы обсудили в интервью с советником генерального директора по информационным проектам госкорпорации «Росатом» Андреем Черемисиновым.
– Атомную промышленность называют одной из самых закрытых отраслей страны. Как появилась идея создать проект, который подробно расскажет о прошлом, настоящем и будущем ядерной энергетики?
– Отрасли скоро будет 80 лет. И за это время она накопила громадный научный и технологический потенциал. Если раньше это была корпорация, которая делала атомные бомбы и атомные электростанции, то сегодня эта фабрика технологий, которая делает всё: от новых материалов до ядерной медицины и электромобилей. У атомной отрасли никогда не было традиции о себе заявлять. Однако всё поменялось – появилась необходимость создания витрины. И в этом смысле 12-метровый стеклянный фасад павильона тоже такая витрина. Это сложнейшая архитектурная композиция, показывающая, что получить доступ к знаниям может абсолютно каждый.
– У павильона есть ещё одно уникальное техническое решение – три подземных этажа с глубиной залегания 16 метров. Возникли ли какие-то сложности при реализации этого проекта?
– Обычно здания строят снизу вверх. Но на ВДНХ строить высоко нельзя, поэтому мы сделали наоборот: сначала первый этаж, потом минус первый, минус второй и минус третий. Так мы попали в реку Каменку. 100 лет назад по ней ходили корабли. Здание под давлением начало всплывать и поднялось на семь сантиметров. Но здесь отдельная благодарность строителям и метростроителям, умеющим бороться с подобного рода проблемами, которые вовремя пришли на помощь. Они герои. Я думаю, на этом здании точно можно защитить пару докторских: по постройке, по архитектуре и по экспозиции.
– Кстати, насчёт экспозиции. В зале «Атомная симфония» находится один из главных экспонатов комплекса – водо-водяной реактор. Что собой представляет эта инсталляция и почему у неё такое интересное название?
– Мне пришла в голову идея о схожести атомного реактора и симфонического оркестра. Вначале он настраивается, и каждая часть этого реактора играет свою партию. И только если они звучат вместе и синхронно, эта штука начинает работать. Мы долго спорили с музыкантами, которые писали определённый музыкальный ряд к этому шоу. Нашей задачей было объяснить устройство сложной системы понятным языком.
– А на какую аудиторию вы ориентировались при разработке проекта?
– В «Атоме» четыре музея: экспозиции об истории становления советской ядерной физики, о проектах, использующих энергию атома, и быте людей во времена научно-технической революции 50-60-х годов, лекторий и лаборатория «Атомариум» и инсталляции, посвящённые современной атомной промышленности. Так что здание рассчитано на самых разных посетителей. Есть что посмотреть ветеранам, людям среднего возраста, но главная аудитория – это, конечно, молодёжь. Они сегодня готовы учиться, узнавать и соответствовать современности, а мы делаем всё возможное, чтобы поддерживать и стимулировать это желание. Мы хотим, чтобы люди возвращались в лаборатории и библиотеки. Человечество развивается, перед ним периодически возникают новые вызовы, и единственный способ противостоять этим вызовам – это, конечно, новые знания.
– А ведь чтобы осваивать новое, нужно иметь хорошую подготовку.
– Безусловно. Все открытия происходят только в подготовленном мозгу. Мы занимались этой проблемой с нейрофизиологами. И они мне сказали, что человеческий мозг работает в двух режимах, так же, как и электроны. Есть концентрированное сознание, есть рассеянное сознание, и при переходе одного в другое возникает озарение. То есть можно долго-долго размышлять, изучать, читать книги. А вспышка произойдёт, когда вы неожиданно проснётесь ночью. Вот Ньютону на голову упало яблоко, и он придумал закон всемирного тяготения. А Эйнштейн ехал в трамвае, смотрел на стрелки часов на башне, которые стояли на месте при смене ракурса, и ему пришла мысль о том, что всё относительно. Это физика чистой воды, но это волшебство.
– И большое количество посетителей «Атома» стремятся эту волшебную науку познать. Музыканты, инженеры, экономисты, искусствоведы – кого только не встретишь в очереди в павильон. Как вам удалось создать такую научно-технологическую выставку, которая заинтересует людей совершенно из разных сфер?
– Когда-то я рассказывал о физике студентам во ВГИКе. И людям, у которых иначе устроены мозги, это было интересно. Понимаете, знание – это такая гора, к вершине которой каждый идёт своим путём: кто-то через музыку, кто-то через математику, физику или химию. Мы разные, но говорим в общем-то об одном и том же. Поэтому при создании павильона мы старались сделать изложение понятным и физикам, и лирикам. Конечно, поначалу у меня возникали некоторые сомнения насчёт аудитории. Думал, что сюда будут ходить только «ботаники». Сейчас же я наблюдаю огромный интерес к выставке. В «Атомариуме», где работает команда молодых учёных, представлены экспонаты, иллюстрирующие сложные физические процессы: ядерный силовой микроскоп, маятник Чеботаева, фонтан Герона. Школьники идут туда потоком. И самое главное, что у всех есть возможность всё это потрогать, пощупать и лично поучаствовать в проведении эксперимента. Дети пищат от восторга. Я вижу, как меняются глаза людей. Им просто никто и никогда не показывал, насколько это интересно.
– После просмотра всех экспозиций и проведения опытов в «Атомариуме» посетители попадают на 7-й этаж, где находится высокотехнологичный ресторан. В чём особенность этого пространства?
– Разработкой концепции ресторана занимались амбициозные и творческие ребята из Самары. Для них это был вызов. Они создали меню из блюд прошлого, настоящего и будущего в авторском исполнении. Получилось, с моей точки зрения, очень ярко и современно. У них была установка: «просвещение через развлечение», и они её успешно реализовали. На территории пространства есть специальная «комната будущего», где девушка-голограмма рассказывает о трендах питания, и детская зона, где юные посетители могут изучить молекулы разных продуктов под микроскопом. Если пойдёте, рекомендую попробовать борщ с вишней. Это просто взрыв мозга. Необычное, но очень вкусное сочетание. Ещё у них есть уха, сделанная по древнему рецепту, которую много лет назад подавали к царскому столу. Тоже советую.
– 25 тысяч квадратных метров, сложнейшие архитектурные решения и более 100 экспонатов, среди которых подводные лодки, атомные ледоколы, ядерные реакторы и вакуумные магнетроны и даже современный ресторан. Какие сложности возникли при реализации такого масштабного проекта?
– Мы его построили на два года позже запланированного. Сначала попали под ковидные ограничения, а потом, уже на финишной прямой, под санкционные. Для его строительства необходима была мощная команда. И в этом плане всё сошлось. Сочетание хорошей фантазии больших руководителей и таланта совершенно разных людей позволило успешно реализовать задуманное. Атомные дирижабли, ядерные микроскопы, реакторы и ледоколы – это же волшебство. И рассказывать об атоме – это всё равно что рассказывать о магии. Мы придумали атомный Хогвартс. Четыре сильных команды, состоящих из чистокровных физиков-волшебников. Четыре факультета, каждому из которых досталось по одному этажу «Атома», объединились и создали, с моей точки зрения, лучший научный музей в мире.