Яндекс.Метрика
  • Анастасия Лучкова

Мошенники стали действовать под видом сотовых операторов, чтобы узнать банковские данные

В 2023 году их активность сократилась на 15 процентов по сравнению с предыдущим годом
Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

В ВТБ сообщили, что в декабре мошенники усилили активность под видом сотовых операторов. Они ссылаются на необходимость продлить договор сотовой связи или получить новогодние бонусы. Таким образом они пытаются получить доступ в личный кабинет абонента и выманить коды доступа к различным сервисам, включая мобильный банкинг.

«По оценке специалистов ВТБ, жалобы клиентов банка на подобные звонки увеличились с ноября более чем на 30 процентов. На мобильный телефон потенциальной жертвы поступает звонок от неизвестного номера. Абонент представляется сотрудником мобильного оператора и просит назвать код из СМС под предлогом подтверждения срочных операций: перезаключение договора с мобильным оператором, начисление бонусов, пролонгация тарифного плана, защита от утечки персональных данных и т.д. После этого «жертва» получает СМС с кодом для входа в онлайн-кабинет своего сотового оператора, а мошенники просят сообщить этот код, используя его для восстановления доступа к личному кабинету «жертвы», – рассказали в банке.

Также мошенники просят дать им код из СМС для доступа к личному кабинету на «Госуслугах». Эти действия позволят мошенникам оформить электронную сим-карту (eSim) и управлять сервисами различных банков от имени «жертвы».

Как рассказал старший вице-президент ВТБ, руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов, эта схема обмана появилась сравнительно недавно. В ноябре поступили десятки жалоб от клиентов. За первые 20 дней декабря получено уже столько же обращений от клиентов с жалобой на подобные действия мошенников, сколько было за весь ноябрь.

«Очевидно, что этот сценарий сейчас остается одним из самых актуальных. Его опасность состоит в том, что в случае «удачной атаки» злоумышленник получает доступ к основному средству аутентификации клиента во всех сервисах, включая онлайн-банкинг любого банка или сервисов государственных услуг», – отметил Никита Чугунов.

Эксперты ВТБ добавили, что мошенники меняют свои сценарии разговоров и сценарии обмана, а сама мошенническая активность благодаря повышенному вниманию к этой теме со стороны финансового сообщества, органов государственной власти и мобильных операторов, впервые за три года начала снижаться.

В 2023 году мошенническая активность против клиентов сократилась на 15 процентов по сравнению с предыдущим годом.

Никита Чугунов напомнил: важно помнить, что мошенники нацелены на получение персональных данных. Отказ в передаче информации, например, СМС-кода, обеспечит безопасность средств.

«Любые разговоры, в которых звонящий просит передать вам конфиденциальные сведения, следует прекращать сразу. Банки, мобильные операторы и другие компании просто не будут и не имеют права обращаться с такими звонками к людям. Если инцидент уже произошел, как можно быстрее обратитесь в банк или в организацию от имени кого был звонок, оставив сообщение в контакт-центре, онлайн-кабинете или офисе», – добавил Никита Чугунов.