Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

Хореограф Святослав Мельников: «В рождественский период речь всегда идет о семейных ценностях»

В Петербурге представят шоу-балет «Ушастые истории»
Фото: Александра Аксентьева

В Театре Академии танца Бориса Эйфмана петербургский хореограф Святослав Мельников представит публике шоу-спектакль «Ушастые истории». Новогодняя сказка создана для детей, но она совсем не про заек. Хореографическое шоу с философским сюжетом – синтез классического и современного танца, актерской игры и рождественской мистерии. В нем участвуют более 100 артистов, большая часть которых – дети. Представление пройдет с 22 декабря по 7 января. В интервью «Петербургскому дневнику» хореограф Святослав Мельников, известный по мюзиклам «Алмазная колесница» и «Лолита 1916», рассказал, что вдохновило на создание новогоднего балета и легко ли работать с детьми.

Атмосфера не только на сцене, но и в зале

– Святослав, расскажите, чем удивит маленьких зрителей ваш коллектив во время новогодних каникул?

– Не только маленьких! Мы создали захватывающий сюжет с несколькими параллельными линиями, и каждая возрастная аудитория поймет и оценит его. Более юных зрителей очарует сентиментальная составляющая спектакля, а взрослые задумаются над философским подтекстом. В программе много юмора, экшена, сражений, которые интересны и мужчинам. Много тонко вшитых технологичных сцецэффектов, над которыми работает целый технический департамент. Много реквизита и декораций, которые также являются важной частью спектакля. Наша команда постаралась сделать спектакль атмосферным, мощным и с точки зрения визуала, и энергетики артистов.

 А можем мы спойлерить и говорить о сюжете?

– В рождественский период речь всегда идет о семейных ценностях… Не раскрывая всю интригу, расскажу, что в спектакле присутствуют два мира – мир ушастых и мир теней. В мире ушастых почти все идеально. У них есть душа и внутренний свет. Но даже в этот мир иногда проникают одиночество и болезни. Главному герою, Бобу, предстоит помочь ушастой девочке, чья жизнь висит буквально на волоске. И герой, которому не чужды человеческие слабости и даже страхи, преодолевая их, отправляется на помощь…

– Интересное решение – каждому входящему в зал вы предлагаете надеть символические «ушки». Кто это придумал и какой эффект хотите получить?

– Мне очень нравится, когда атмосфера создается не только на сцене, но и в зрительном зале. Чтобы люди понимали, что попали в целую вселенную. Мы создаем при помощи этого предмета аналогию между ушастыми и людьми. Артисты на сцене видят ушастых в зале, и это помогает им проживать жизнь героев по-настоящему, а не изображая.

– Одновременно на многих сценах Петербурга пройдут и другие популярные рождественские спектакли. Какие произведения стали для вас источником вдохновения?

– Безусловно, меня поражают сказки, которые поставлены в виде балета, очаровывает красота таких произведений, как «Золушка» и «Щелкунчик». Но изначально произведения имели более глубокий психологический подтекст. И мне очень важно в своих постановках не потерять драматургию, говорить о важных философских темах. Мне хотелось сделать сложное, многослойное произведение, чтобы наряду со сказочным эффектом присутствовали романтизм и мудрость.

– Пожалуй, один из важнейших вопросов для артистов: каких принципов придерживались художники, когда создавали костюмы, и легко ли в них танцевать?

– Я могу смело сказать, что костюмы очень красивые. Мы сделали акцент на важных деталях, которые создают атмосферу. Конечно, есть сложные и тяжелые наряды, и на отдельных репетициях приходится уделять много времени тому, как в них двигаться и работать. К примеру, у главного злодея очень сложный костюм, сменные головные уборы. Все это не должно быть явно заметно для зрителя, но танцовщику приходится непросто. В некоторых моментах ему действительно неудобно играть в метровых шляпах. Более того, мы постоянно дорабатываем и переделываем некоторые костюмы. Над ними успели поработать несколько мастеров, некоторые идеи вносил и ваш покорный слуга. Но основной художник по костюмам Зульфия Щербакова.

– Все актеры, в том числе и самые юные, являются частью коллектива «Джаггер», руководителем которого вы являетесь. Легко ли работать с детьми? И как дети в зале реагируют на своих ровесников?

– Мне кажется, сейчас мы пришли к хорошему соотношению взрослых и юных артистов в спектакле. Реакция маленьких зрителей на наших детей-артистов стала для меня большой неожиданностью. Однажды я сидел в зале, и меня окружали семьи с детьми. Они были по-хорошему удивлены, как виртуозно играют их ровесники и даже ребята помладше. Они говорили, что тоже хотели бы заниматься танцами. То есть на моих глазах происходила профориентация зрителей. Такая искренняя реакция детей на выступающих артистов меня поразила, и тогда я подумал, что мы точно не будем уменьшать количество танцующих детей. Хотя работать с детьми – это особое искусство: надо четко понимать, какие партии они смогут сыграть. Какие бы ни были талантливые ребята, важен опыт и понимание того, что они делают на сцене. Мы обсуждаем спектакль перед каждым выступлением, и я полностью уверен, что они понимают и чувствуют происходящее.

Не прекращать развиваться и отдавать энергию

 Святослав, расскажите, как вы пришли в профессию. Танцы – это мечта детства?

– Я танцую с детства и мечтал быть хореографом. У меня были амбиции и по научной части – люблю математику, физику. Папа – архитектор и при этом занимался танцами. Мама закончила физико-математический факультет и одновременно дизайнер одежды. Мне по наследству передалась тяга к творческим профессиям и науке. Долгое время танцы ассоциировались у меня с молодостью и подвижностью, я не представлял, как взрослый человек может существовать в этой сфере.

Я заканчивал ФИНЭК. Но это не значит, что я хоть на какой-то период прекращал танцевать и создавать. Более того, не прекращал учиться чему-то новому, разным танцевальным направлениям, даже сейчас получаю образование в Академии нового танца. Мне все время хочется узнавать в этой сфере что-то новое, обращаться в какие-то неожиданные направления. Последние пять лет я занимаюсь драматургией и актерским мастерством.

– Вы – руководитель большого коллектива «Джаггер». Как появилась школа танцев?

– Коллектив существует на протяжении пятнадцати лет. Уже в студенческие годы я собирал людей, потому что мною владело внутреннее чувство, что нужно не просто танцевать, а передавать энергию людям. И при этом мне нравилось философски подходить к самому танцу, искать в нем смысл, что-то говорить посредством танца. Сейчас «Джаггер» – это большой коллектив, в котором есть и начинающие танцовщики, и ребята, выросшие в профессиональных хореографов.

 В списке реализованных проектов – постановки для Олимпиады в Сочи и для праздника выпускников «Алые паруса». Большие проекты – это страшно?

– Это всегда страшно. С Олимпиадой все произошло случайно. Тогда в преддверии Игр проводили большое народное голосование. На тот момент «Джаггер» был немного скромнее, но у нас был подготовлен номер к Олимпиаде, мы отправили его на конкурс. И постановка внезапно вызвала бурную реакцию у людей. Более того, мы вошли в топ-10 среди нескольких десятков тысяч участников. Конечно, для нас это была большая победа. Мы начали развиваться и пришли на кастинг «Алых парусов». Участие в любом мероприятии всегда сопряжено с большими опасениями. Но когда видишь отклик, когда тебе по-настоящему рады, это доставляет большое удовлетворение и желание работать дальше.

– Святослав, поделитесь секретом, как создать хорошее новогоднее представление?

– Самое главное – иметь хорошее настроение. Как и в нашем спектакле «Ушастые истории», мотивировать должен не только собственный настрой и ожидание чуда, но и желания близких людей. Тогда вдохновение автоматически возрастает: хочется творить, искать подарки, помогать близким и родным.