Александр Разбаш: «Играть интересно все»
«Петербургский дневник» и «Писательская академия Антона Чижа» этой осенью вновь запустили полюбившийся многим проект «Детектив по пятницам». Рассказы талантливых авторов озвучили не менее талантливые актеры. Одним из них стал Александр Разбаш, известный зрителям по сериалам «Первый отдел» и «Невский». В интервью он рассказал «Петербургскому дневнику», как совмещает работу в театре и кино и каких персонажей играть интереснее.
– По первому образованию вы актер. Десять лет проработали в театре «Балтийский дом». Играли в театре «Русская антреприза им. Андрея Миронова» и в театре «Остров», озвучиваете фильмы и снимаетесь в кино. А еще вы продюсер и режиссер. Как вас на все хватает?
– Во время моей учебы на высших режиссерских курсах в Институте кино и телевидения, где я получал второе образование, мы вынуждены были становиться продюсерами своих учебных работ. Помимо того, что я был режиссером, автором сценария и режиссером монтажа, нам приходилось самим искать деньги на производство своих фильмов. А так как у фильма должен быть продюсер, мы и ставили свои фамилии. Но это не означает, что я хотел быть продюсером или стремился стать продюсером. А по поводу свободного времени?... Я не так востребован, как иногда кажется, поэтому и от роли продюсера не откажусь, если, конечно, предложат…
– Сейчас театр уже ушел из вашей жизни или все-таки вас можно увидеть на сцене?
– Нет, мне сложно совсем без театра. Сейчас я играю в «Камерном театре Малыщицкого». Играю в основном в спектаклях моего любимого и очень уважаемого режиссера Петра Юрьевича Шерешевского. С этим режиссером мы начали сотрудничать еще с тех времен, когда я работал в театре «Балтийский дом». И я очень ему признателен, что он не забывает меня и приглашает в свои постановки. Меня можно увидеть в спектаклях «Чайка» в роли Тригорина, «Сирены Титана» в роли Румфорда и в спектакле «Квартира» в роли мистера Би.
– На вашей актерской страничке много отзывов о вашем персонаже Ухватове из «Первого отдела». Зрители отмечают, что вы были там «правдивы до омерзения»? А кого играть интереснее – вот таких мерзких героев или положительных?
– Играть интересно все. И я рад, что меня воспринимают как характерного актера и предлагают разноплановые роли. Но если говорить о моем любимом герое из сериала «Невский» подполковнике Шубине, то здесь я бы поспорил. Начинал он примерно как и полковник Ухватов, тоже был строгим, требовательным и где-то мерзким… Но в итоге превратился в народного героя- мстителя, если, конечно, киллера (Архитектора) можно назвать народным героем.
– Да, если судить по отзывам, зритель вас хорошо помнит по сериалу «Невский». Не боитесь застрять в сериалах «про ментов и бандитов»?
– У меня никогда не было таких больших ролей в сериалах, так называемых «сквозняков». Чаще мне предлагали эпизоды. Но и из эпизода может получиться большая роль на несколько сезонов. Со мной такое было… Я к любой, даже эпизодической роли, стараюсь относиться серьезно. Конечно, в больших, цельных ролях, на целый сезон, можно уже как-то развернуться, передать свое виденье роли, сделать своего героя объемным и, надеюсь, интересным. Ты, как скульптор, лепишь из себя придуманного сценаристами персонажа. У ментов и у бандитов тоже ведь есть свои слабости, свои изъяны, свои скелеты в шкафах, свой так называемый бэкграунд. Главное, не относиться к своей роли поверхностно, всегда можно «копнуть» глубже, а там глядишь, и второй план появится, и образ получится объемным… И я снимаюсь не только в сериалах «про ментов и бандитов», я стараюсь сниматься в разножанровых историях, и в комедиях, и в драмах, вот недавно в историческом полном метре снялся.
– Наш проект «Детектив по пятницам» – литературный. А надо ли читать книги актерам или можно обойтись только сценариями?
– Вы знаете, не всегда хватает времени даже сценарий прочитать. Но если есть возможность, конечно, надо читать художественное произведение, на основе которого написан сценарий. Сценарий – это выжимка из литературного произведения, многое сокращено, лишнее вырезано, от описания героя тоже соответственно стараются избавиться. Так что, если есть возможность прочитать литературное произведение, лучше прочитать. Это, как мне кажется, поможет и при работе над ролью, и даст ответы на многие вопросы.
– Любите ли вы читать сами? Что читаете, если хватает времени?
– Честно, раньше читал больше. Сейчас приходится читать много профессиональной, специальной литературы. На художественную литературу времени не всегда хватает. К счастью, есть возможность слушать аудиокниги. Это спасает.
– Вы сценарист. Но между сценарием и художественным текстом огромная разница. Не хотели бы сами написать повесть или роман?
– Сценарист опять же сильно сказано. Я написал несколько сценариев, чаще в соавторстве, к своим же короткометражным фильмам, которые сам и снял. Еще в столе лежат несколько короткометражных сценариев по произведениям Чехова, Аверченко, Слаповского, Светланы Волковой, написано несколько сценариев по своим идеям, но, я боюсь, реализовать их уже вряд ли получится. Также приходилось писать короткометражные сценарии к документально-художественным или коммерческим художественным фильмам, в основном для платформы youtube. Но пока я не написал сценарий полнометражного фильма и не стал зарабатывать профессией сценариста. Мне это просто очень интересно, особенно когда это воплощается, хоть и в короткометражной форме… Я если и сценарист, то сценарист своих же короткометражных фильмов. Мне кажется, что литературный дар, дар писателя, это особенный дар, особенный внутренний мир, особенный взгляд на происходящее. Я, конечно бы, хотел написать рассказ или повесть, но, боюсь, мне для этого не хватит элементарного: усидчивости и терпения. У меня есть замечательная книга «Зеркало», там опубликованы лучшие сценарии советского и российского кинематографа. Так вот в советское время сценарии записывались в форме рассказа. Изумительное чтение, очень отличается от современной формы, так называемой «американки». Вот такой рассказ-сценарий я бы очень хотел написать.
– Ваш короткометражный фильм «Отец» получил «Бронзового грифона» Санкт-Петербургского «Фестиваля фестивалей». После него было еще несколько короткометражных фильмов? Почему именно короткометражки? Нет ли желания замахнуться на что-то большее?
– Я к этому иду, иду, медленно и кропотливо. Все мои короткометражки каждый раз увеличиваются на 5 минут по хронометражу. Может, таким образом и удастся добраться до полного метра. А так да, конечно, я мечтаю о том, чтобы написать сценарий полнометражного фильма. И не только написать, но и снять его. Ну в самом крайнем случае продать... Ведь это большой, порой мучительный труд, где люди пишут не чернилами, а кровью. Если что, это не я сказал, а кто-то из великих, сейчас уже точно не вспомню кто…