Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

«Образцовая жертва телефонного мошенника – изолированный и тревожный человек»: эксперты – о новой схеме обмана россиян и способах противостоять им

Злоумышленники предлагают проверить на подлинность новую пятитысячную купюру
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Телефонные мошенники придумали новый способ обмана россиян – они предлагают проверить подлинность новой купюры номиналом 5 тысяч рублей. Банкноты начали недавно поступать в обращение. У них обновленный дизайн и улучшенные защитные характеристики. Злоумышленники используют этот повод для обмана людей.

Изобретают новые схемы

О новой схеме дистанционного мошенничества «Петербургскому дневнику» рассказал начальник отдела информационной безопасности Северо-Западного ГУ Банка России Андрей Кобзарь. По словам специалиста, для проверки подлинности новой банкноты злоумышленники предлагают человеку установить на мобильном телефоне специальное приложение «Банкноты Банка России» и убеждают проверить с его помощью подлинность банкнот.

«Такое приложение у Центробанка действительно есть: оно содержит информацию об основных защитных признаках всех банкнот Банка России, помогает найти эти признаки на банкноте и понять, как они должны выглядеть. Но я подчеркну: приложение не определяет, подлинная купюра у человека в руках или фальшивая. Мошенники дают ссылку на фальшивое приложение, визуально похожее на официальное. После его установки они получают удаленный доступ к телефону жертвы, к банковским приложениям и счетам. И таким образом похищают у человека деньги», – объяснил схему действий преступников Кобзарь.

Не дайте себя напугать

Эксперт по безопасности предупредил об опасности перехода по сомнительным ссылкам и скачивании приложений на свой гаджет из подозрительных источников. Самый простой совет, который поможет защититься от телефонных мошенников: если в телефонном разговоре, и неважно, кем представляется звонящий, речь так или иначе идет о личных деньгах или о банковском счете, человека торопят, запугивают, не дают времени подумать, нужно просто положить трубку. Не стоит продолжать разговор, поскольку с каждой минутой шанс поверить злоумышленникам и потерять деньги будет расти. После такого «общения» следует набрать телефон горячей линии своего банка, рассказать о сомнительном звонке и убедиться, что со счетом и деньгами все в порядке. Ну и, конечно, ни в коем случае никому не сообщать данные банковской карты: номер, срок действия, трехзначный код на обороте, коды для подтверждения операций из СМС и пуш-уведомлений, посоветовал Андрей Кобзарь.

Согласно статистике, за третий квартал 2023 года в России выросла активность кибермошенников. За это время злоумышленники совершили около 290 тысяч хищений (операций без согласия клиента). Это примерно на четверть больше, чем было годом ранее. Однако ущерб для граждан от действий мошенников, напротив, снизился. В третьем квартале злоумышленникам удалось украсть у россиян 3,6 млрд рублей. Это на 11% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом важно отметить, что банки противостоят мошенникам. С июля по сентябрь они отразили около 11 миллионов атак на счета своих клиентов, защитив таким образом 1,7 трлн рублей.

Психологический аспект

Для обмана потенциальных жертв злоумышленники по-прежнему в большинстве случаев используют телефонные звонки, в том числе через мессенджеры. Их главная цель – вывести человека из психологического равновесия, заставить его нервничать, а затем убедить раскрыть конфиденциальные данные или перевести им деньги. Схемы обмана разнообразны, мошенники представляются и сотрудниками банков, правоохранительных органов и государственных ведомств, Центрального банка. Используют всевозможные уловки, чтобы человек им поверил.

«Ключевой прием, который используют мошенники, – это выведение из эмоционального равновесия. Человеку сложно противостоять такому напору. Но есть одна подсказка: если в ходе телефонного разговора появляются сильные эмоции, это маркер того, что с большой долей вероятности телефонный разговор является проблемным, и это повод для того, чтобы телефонный разговор отложить или обсудить с кем-то, – объяснил изданию психолог Павел Озеров. – Мошенники изолируют свою жертву от контакта с другими. Погружают в состояние тревоги и запускают программу быстрых действий, начинают жестко диктовать, что нужно делать».

Специалист советует запомнить нормальное состояние во время разговора по телефону. Отклонение от этого состояния – повод для того, что нужно прекратить общение, перевести в форму официального обращения, чтобы выиграть время для обсуждения ситуации с родственниками.

«Очень рекомендую людям, у которых есть пожилые или одинокие родственники, рассказать им о телефонных мошенниках и схемах обмана. А также о том, что в случае возникновения такой ситуации они могут обратиться к вам за помощью. Профилактика преступлений заключается в снижении уровня изолированности. Образцовая жертва мошенника – изолированный и тревожный человек, ощущающий себя незащищенным», – заключил Павел Озеров.