Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Как в Петербурге проходят уроки труда и чем они отличаются от уроков технологии

Школ, в которых остался «труд», даже в Петербурге единицы
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

На днях председатель Государственной думы РФ Вячеслав Володин предложил вернуть в российские школы уроки домоводства, заявив, что девочкам следует научиться варить борщ, а мальчикам – работать молотком. Ранее депутаты составили пакет поправок в закон об образовании, где, помимо всеобщего запрета мобильных телефонов, значились также дополнительные уроки труда. При этом существующие ныне уроки технологии не отменялись. Впрочем, их не так много: в 9-м классе нет совсем, с 5-го по 8-й классы – два занятия в неделю, в начальной школе – одно.

Работать – да, зарабатывать – нет

По подсчетам депутатов, уроки труда (или домоводства) могут появиться в средней школе уже с сентября 2024 года. Требуется, правда, составить федеральные рабочие программы для 5-х, 6-х, 7-х, 8-х классов, утвердить их в Минобразования, может быть, написать учебники. И оборудовать в каждой школе мастерские: слесарные и столярные для мальчиков, кулинарные и швейные – для девочек. Изыскав для них помещения и оборудование.

Зато у детей появится возможность сделать на уроке что-то полезное лично для себя или своей семьи.

«Петербургский дневник» поинтересовался в Комитете по образованию, будут ли уроки труда формироваться по советским лекалам, которые, в частности, предусматривали возможность заработать реальные деньги. Выяснилось, что нет.

«Основная цель деятельности школы – организация образовательного и воспитательного процессов, поэтому на территории школы не может вестись предпринимательская деятельность, – сказала представитель Комитета по образованию Лариса Кузьмина. – Да, в советские годы действовали учебно-производственные комбинаты, где можно было в отрыве от школы, но в рамках учебной недели получить рабочую профессию. Но это отдельная история».

В Петербурге нет школ, в которых технология преподавалась бы углубленно, три-четыре раза в неделю, как, например, иностранный язык. Но есть такие, где уроки труда сохранились в прежнем виде, хоть и именуются «технологией». Именно из них выходят победители районных и городских олимпиад: по предмету «технология» они проводятся с той же периодичностью, что и по литературе и математике. Жаль только, результат не сыграет роли при поступлении в вуз. Но у школьника останутся его навыки, это тоже дорогого стоит.

Гитара и кормушки

305-я школа Фрунзенского района – одна из немногих, где уроки технологии проходят в классических мастерских – слесарных, столярных, кулинарных и швейных.

«В большинстве школ уроки технологии проходят без гендерных различий, вместе для мальчиков и девочек. А мы сохранили классический «труд», хотя название нынешнее, – рассказала директор школы Елена Казанцева. – Мальчики все так же делают табуретки и полочки, девочки готовят, вышивают и вяжут. Уроки труда успешно дополняют уроки по основам духовно-нравственной культуры народов России, на которых изучают в том числе народные промыслы и традиции. Поэтому есть такое задание: изготовить и расписать деревянное пасхальное яйцо. Ребятам очень нравится: заодно они изучают различные техники росписи».

Немудрено, что выглядит кабинет труда как музей народных промыслов. Тут можно увидеть все – от разделочных досок, игрушек и табуреток до деревянных органайзеров самых неожиданных форм. По углам сохнут березовые поленья. Это заготовки для будущих шедевров.
Что изготавливать на уроке, каждый решает сам. Вершиной творчества считается электрогитара, которую сам сконструировал и сам изготовил девятиклассник Ярослав, ныне студент Военмеха. А в 11-м классе он сделал для нее же усилитель. И дважды стал победителем регионального этапа олимпиады.

У других ребят проекты попроще: кто-то делает полочки для обуви, кто-то – решетки для ванн. Оригинальные идеи тоже есть. Так, восьмиклассник Олег придумал кормушку для белок – домик с примыкающей к нему трехлитровой банкой. Сделано крепко и надежно. А смысл такой: птичьи кормушки для белок неудобны, висят порой так, что не допрыгнешь. Если делать их с высокими крышами (белка все-таки крупнее воробья), то все зерна и орешки сдует ветром. А стеклянная колба от ветра защитит.

«Я рассчитываю поставить изготовление на поток, а потом раздаривать эти кормушки паркам в Павловске и Пушкине, – пояснил Олег. – Если материалов хватит».

По словам директора, отстоять уроки труда удалось благодаря учителям старой формации и сохранившемуся оборудованию. В соседних школах мастерские переделали в танцевальные и спортивные залы, когда в школе внезапно появился третий урок физкультуры.

Как отмечает преподаватель Рашид Баязитов, оптимальным решением станет сочетание труда и технологии. На технологии ученик будет работать головой: создавать модель будущего изделия. На труде – воплощать ее в жизнь.

Лук и look

Преподаватель технологии для девочек Елена Белорукова рассказала, что сформировать программу с учетом третьего урока в неделю – задача несложная, даже если учесть, что в течение года девочки изучают кулинарию только в первой четверти (потом приходит черед материаловедения, конструирования и шитья). Проблема – в помещениях (столов для кройки на всех не хватает, кухонный уголок тесный). А еще школе не помешал бы компьютер с пакетом программ для модельеров. Многим интересно не только шить, но и придумывать. А модельер уже не работает по старинке, с карандашом и бумагой.

На занятиях по кулинарии в 5-м классе готовят салаты. Сначала из 1-2 ингредиентов, потом все сложнее, и наконец – оливье. В 6-м начинаются молочные каши. В 7-м – тесто. Задание на каникулы – изготовить торт «Наполеон». Понятно, что испечь его на школьной кухоньке, где одновременно трудились бы 20 девочек, невозможно. Поэтому каждая печет его дома, фиксируя свои действия на фото или видео, а результат приносит в класс. То же касается и национальных блюд, которые здесь изучают с особым вниманием.

Оптимальный формат

Вот и ответ на вопрос: возможно ли приготовление борща в формате 45-минутного урока. Возможно, если это будет задание на дом. Сами преподаватели агитируют за такой формат: один урок технологии в неделю – и один сдвоенный урок труда. За 100 минут (два урока плюс перемена) можно успеть приготовить комплексный обед. И это, говорит Елена Белорукова, тот самый навык, который непременно пригодится в жизни.

В 8-м классе уроки уже напоминают ту самую технологию, которую изучают сверстники в других школах. Они не просто что-то делают руками, а конструируют и высчитывают. Так, школьницы делают расчет калорий для каждого блюда и учатся проверять годность товара по штрих-коду. А школьники делают чертеж будущего изделия.

«Сейчас многие спрашивают: зачем, мол, уроки столярного дела, если ту же табуретку можно напечатать на 3D-принтере? – отмечает Елена Казанцева. – Но должен же кто-то нарисовать чертеж и дать принтеру задание! Чтобы получилась именно табуретка. Так что уроки технологии не менее полезны, и мы ими не пренебрегаем».

Чем можно пренебречь, говорят учителя, так это гендерными различиями. Если мальчик захочет научиться готовить и шить, а девочка – работать на станке, такие желания поощряются. Уже был прецедент, когда девочка успешно изучала столярное дело, потому что ей так захотелось. Насмешек такие школьники не боятся. Обычно, если у человека уже есть в жизни цель и он уже представляет, чем будет заниматься после школы, это внушает уважение, резюмирует директор.