Яндекс.Метрика
  • Илья Сакмаров

Илья Сакмаров: музыкальные итоги 2023 года

Президент фонда «Новая культура» и музыкальный редактор – о жанровом многообразии петербургских исполнителей
Фото: личный архив колумниста

Больше года в нашем издании публикуется еженедельная пятничная колонка с обзором лучших песен и альбомов музыкантов – авторов Санкт-Петербурга. Тысячи артистов и коллективов города издают свои оригинальные произведения в цифровом виде, так что наша задача достаточно объемна и необычна. Каждую неделю мы читаем новости из 6000 источников в сети «ВКонтакте», отслеживаем появление новых исполнителей, проверяем, проживают ли они в Санкт-Петербурге, регистрируем новые альбомы, премьеры которых артисты устраивают в своих новостях.

Если задуматься, это большая удача для нас с вами, что в Санкт-Петербурге сложилась такая культура: артисты считают обязательным свое присутствие в социальной сети, и мы можем этим пользоваться с целью сохранения музыкальной культуры города, ее актуализации, популяризации лучших образцов и, конечно же, изучения.
По ходу работы у нас копятся данные, которые очень интересно анализировать. Например, за период с января по октябрь 2023 года мы зарегистрировали синглы и альбомы 1237 артистов. Из них в обзоры в газете и сайте попало 339 имен, то есть 27% от общего числа. Означает ли это, что качественную музыку выпускает меньше одной трети всех артистов? Какие вообще жанры попадают в газету, отображают ли наши обзоры реальное состояние индустрии звукозаписи города?

Для ответа на эти вопросы мы разбили артистов по категориям. Получилось, что 15% из них представляют хип-хоп культуру, они исполняют рэп и речитативный ар-н-би. Как правило, это голоса спальных районов и окраин Петербурга. Например, Гарри Топор воспевает улицу Дыбенко.

Электронные продюсеры, создающие преимущественно танцевальную или фоновую музыку, составляют 11 процентов. Своим показателем в 570 тысяч ежемесячных слушателей в сервисе «Яндекс Музыка» выделяется NKOHA, который заигрывает с молодежной субкультурой анимэ, вставляя в композиции японскую речь.

Еще 9 процентов проектов можно назвать экстремальными из-за использования вокальных техник гроулинга и скриминга, распространенных в неформальных субкультурах. Стилистический диапазон – от блэк-метала до постхардкора. Треть из них поют на английском, но не группа «АУТКАСТ», созданная бывшими участниками нашумевших в 2000-е Amatory. Со своим русскоязычным материалом в жанре современного метала они стали победителями премии «Лучший альбом Петербурга» в номинации «Экстремальный» за 2021 год. Кстати, в этом году церемония награждения премии прошла на Дворцовой площади усилиями издания «Петербургский дневник».

Всего лишь 4 процента артистов, опубликовавших свои релизы в 2023 году, оказались представителями устоявшихся коммерческих жанров, таких как эстрадный шансон, танцевальный поп, эстрадный джаз-соул. Кажется, конкуренцию Татьяне Булановой составлять никто не собирается, выделяется разве что амбициозный продюсерский проект Марина Бриз. Певица уже регулярно выступает в БКЗ «Октябрьский» и ездит в туры по всей стране. Конечно, если считать Сергея Шнурова представителем эстрады, его 2,5 миллиона слушателей в месяц выглядят убедительно, но все-таки одним из новых лидеров этого сегмента в Интернете является петербургский поп-певец Chris Yank, прославившийся хитом «Холодно» (2,2 миллиона слушателей в месяц в «Яндекс Музыке»).

Еще меньше, всего лишь 3 процента авторов, записывают и выпускают инструментальную музыку неэлектронных жанров – это современные композиторы, чаще всего пианисты, джазмены, представители арт-рока, пост-рока, эмбиента. Многолетним лидером здесь является Denis Stelmakh (500 тысяч слушателей).

Оставшиеся 58 процентов – это музыкальные проекты с песенным материалом, которые самовыражаются в свободной форме с произвольными целями в самых разнообразных жанрах – рок, метал, фолк, панк, инди, альтернатива, блюз, академический кроссовер и так далее – с подавляющим доминированием поющих рок-поэтов. К примеру, полноформатным альбомом в этом году отметились Animal ДжаZ (900 тысяч слушателей).

Интересно было узнать и долю англоязычных артистов. Показатели прослушиваний у них чаще всего скромные, прорывы на европейскую или мировую сцену случаются крайне редко, кто-то покинул наш город на неопределенный срок, но 8% авторов Петербурга выбирают все еще самый популярный язык глобальной коммуникации. При этом локальный успех с англоязычной лирикой обрести тоже можно. Кабаре-метал проект с женским вокалом Tardigrade Inferno стал одними из лидеров субкультуры тяжелой музыки России буквально за 4 года, а The Maya Secret, исполняющие британский инди-рок 1990-х и 2000-х, дополнили свой состав скрипичной группой и делают аудиовизуальные и световые концертные шоу в необычных местах, например в оранжерее Таврического сада или «Планетарии 1», а также ездят в туры по городским праздникам.

Как мы видим, в каждом из направлений есть яркие представители, но вернемся к главному вопросу. Неужели средний уровень качества настолько низок?
Ответ кроется в целевой аудитории. Экстремальные артисты и рэп-исполнители, а также продюсеры танцевальной музыки составляют существенный процент всех авторских музыкальных проектов Петербурга, в совокупности их доля – 35 процентов. Уровень записи таких артистов в среднем достаточно высок, но они работают с прицелом на свои субкультурные ниши, поэтому в наши обзоры их релизы попадают реже.

Тем не менее за счет таких артистов показатель упоминаний 27 процентов можно скорректировать. Давайте остановимся на цифре 40-45 процентов. По всей видимости, именно столько музыкантов-авторов города обладают необходимыми средствами для создания качественного студийного музыкального продукта в 2023 году. Кстати, по результатам нашего опроса артистов за 2022 год условиями для регулярного создания качественных аудиозаписей, по их собственному мнению, обладали 44 процента артистов. Показатели сходятся. Кажется, именно эта регулярность занятий студийным творчеством и гарантирует итоговый профессионализм звучания.
Получается, что за год, прошедший между двумя исследованиями, ситуация изменилась несильно, отметка в 50% не преодолена, но мы все равно пожелаем авторам как можно скорее обрести необходимые условия для записи и поднять свой уровень уже в следующем году!

Закрыть