Яндекс.Метрика
  • Марина Паноинте

Ольга Зайцева: «Полная свобода автора»

Руководитель зин-библиотеки ЦВЗ «Манеж» – о том, почему этот формат набирает популярность в Петербурге
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Уже больше года в Центральном выставочном зале «Манеж» работает библиотека зин-формата. Ее самобытность не только в том, что она мобильная, но и в книгах, которые в ней представлены. Простыми словами, зин – это независимая публикация, издаваемая непосредственно самим автором. Небольшой журнал или книга, автором которого может стать каждый желающий.

«Петербургский дневник» посетил библиотеку и побеседовал с ее руководителем Ольгой Зайцевой. Теперь нам известно, насколько популярно зин-движение в Петербурге, как стать независимым автором собственной книги и какие самые необычные экземпляры можно встретить в коллекции Манежа, где представлено уже около 100 зинов.

 Откуда к нам пришел такой необычный формат?

– Слово «зин» происходит от английского magazine, то есть журнал. У зинов долгая и интересная история. Эта культура зародилась ориентировочно в первой половине XX века среди любителей фантастики. Первые авторы зинов вдохновлялись любимыми произведениями и героями, печатали свои возможные варианты развития историй, обменивались ими и обсуждали с единомышленниками. Формат быстро полюбился горизонтальным взаимодействием между авторами и доступностью в реализации.

– Полная свобода автора – основа формата?

– Верно. Никаких правил нет. Это не классическая книжная форма, которую мы чаще всего привыкли видеть в библиотеке. Зин может быть посвящен любой теме, ведь в первую очередь это авторское высказывание.
Зины отличаются между собой по формату, материалу, переплету. Их можно сложить из обычного листа бумаги формата A4, а можно, например, выпустить в виде лепорелло (книга-гармошка). На страницах встречаются архивные фотографии, вклеенные рисунки, кусочки ткани и засушенные растения. Более того, иногда сами листы становятся полноценными произведениями искусства: бумага ручного литья позволяет авторам создавать новые фактуры, которые так интересно рассматривать и держать в руках. Зины-дневники, зины-карты, зины-рассказчики, зины-исследования. Уникальность этого формата в том, что здесь полностью реализуется задумка автора. Нет редактора, который при выпуске может внести свои правки.

– Как начала формироваться библиотека зинов в «Манеже»?

– В 2021 году мы впервые провели в «Манеже» лабораторию по созданию коллективного зина. Это был настоящий эксперимент для нас и для участников: через формат арт-медиации мы познакомились с выставкой Recycle Group New Nature и отразили свои размышления в книжной форме. За три встречи мы выпустили потрясающий зин! Я очень его люблю и до сих пор каждый раз нахожу в нем что-то новое для себя. После успешного выпуска первого зина мы решили открыть прием заявок на формирование коллекции библиотеки и стали работать над выпуском второго коллективного зина. Вдохновляясь летней прогулкой по Коломне, мы выпустили зин-карту. В сложенном состоянии он читается как книга: главный герой, сюжетная линия, лирические отступления, а в развернутом состоянии превращается в настоящую карту. Читатель может взять его с собой на прогулку и повторить наш маршрут. Зин был выпущен небольшим тиражом, так что его можно встретить в разных библиотеках и коллекциях, он часто выставляется на зин-фестивалях, перемещаясь из города в город. Первые два коллективных зина легли в основу будущей библиотеки.

 Можно ли назвать работу над зином неким способом терапии?

– Да. Есть зины, которые рассказывают очень личные истории из жизни авторов. Возможно, про эти истории сложно говорить в непринужденной беседе, но через книжную форму, форму зина можно бережно по отношению к себе поведать эту историю миру и по-другому, заново ее прожить и отпустить.

– Этот формат не подразумевает больших тиражей?

– Как правило, это малотиражные издания, которые автор издает своими силами. Зины могут быть как полностью ручной сборки, так и отпечатанные. Здесь тоже все зависит от желания автора. Изначально зины подразумевали тиражность и горизонтальность распространения. Но я придерживаюсь мнения, что если автор выпустил книгу в единственном экземпляре и назвал ее зином, то так и есть. Как мы уже говорили, в зинах нет никаких правил.

– С чего стоит начинать создание зина, если еще не было такого опыта?

– Мне кажется, в первую очередь – с идеи. Можно подумать, о чем вам хочется рассказать. Когда история сформировалась, уже намного легче определиться с форматом, техникой, материалами. Можно сделать дамми – черновик своей будущей книги, чтобы задумка стала нагляднее. Самое главное – не бояться экспериментировать и получать от процесса удовольствие и положительные эмоции!
Если самому начать сложно, то всегда можно прийти на тематические зин-встречи или лаборатории по созданию коллективных зинов. Сообщество зинстеров всегда с радостью приветствует новых участников.

– Как можно попасть на ваши мастер-классы?

– Мы регулярно проводим встречи, которые так и называются: «Знакомство с зин-библиотекой «Манежа». За анонсами можно следить в социальных сетях «Манежа» и по предварительной записи посещать наши мероприятия. Они проходят в «Манеже» и на дружественных площадках. Кстати, несколько раз я выезжала в другие города знакомить читателей с нашей коллекцией. Каждый раз зины находили восторженных почитателей, вдохновляя на творчество. Мне кажется, зин – это хороший способ найти новых друзей из разных городов.

– Как сейчас пополняется ваша зин-библиотека?

– На данный момент наша коллекция насчитывает порядка 100 разных экземпляров зинов. География очень широкая: у нас есть экземпляры из разных регионов России. Коллекция находится в непрерывном пополнении. Для того чтобы передать зин, можно заполнить заявку на нашем сайте, в которой мы просим рассказать о своем зине, и прикрепить несколько фотографий. Я связываюсь с авторами и назначаю встречу, а из других городов зины можно прислать по почте. Хочется отдельно поблагодарить всех авторов за доверие!