Мастерская Аникушина и Приморский рынок получат охранный статус
В ближайшее время перечень вновь выявленных объектов культурного наследия пополнят два здания на Петроградской стороне.
Готовятся распоряжения
Напомним, что Санкт-Петербургский союз архитекторов вместе со Смольным работают над единой методикой выявления и сохранения объектов советской архитектуры 50-80-х годов прошлого века. В декабре 2021 года архитекторы обратились в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) с перечнем 18 зданий Петербурга, которые могли бы получить охранный статус.
По итогам первой встречи в январе 2022 года в список вновь выявленных объектов культурного наследия уже включили здание Театра юных зрителей, здание корпуса №5 Электротехнического института (ЛЭТИ), монумент Героическим защитникам Ленинграда, Яхт-клуб, Жилой дом (Большой Сампсониевский проспект, 108), здание института «ЛенНИИпроект» и жилой дом на Троицкой площади.
«Готовятся распоряжения в том числе по Приморскому рынку на Малом проспекте П.С. и мастерской М.К. Аникушина», – рассказали «Петербургскому дневнику» в КГИОП.
Там отметили, что сейчас работа по выявлению объектов продолжается. Принято решение о комплексном рассмотрении рабочей группой не только объектов модернизма, но и иных архитектурных стилей ХХ века, в том числе конструктивизма и советской неоклассики.
Вместе с тем уже в конце того же 2022 года эксперты пришли к единому мнению о сохранении здания Финляндского вокзала, гостиницы «Прибалтийская», морга Покровской больницы с траурным двором и еще девяти объектов советского периода. Постройки включили в закон Петербурга №820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга…».
Угадать облик
Напомним, что дом-мастерская скульптора Михаила Аникушина в Вяземском переулке, 8, построен в 1968-1969 годах по проекту архитектора Филиппа Гепнера, а здание Приморского рынка (в нынешнем облике) – в 1953-1955 годах по проекту архитекторов Олега Голынкина и Льва Хидекеля.
«Здание мастерской Аникушина – яркое произведение модернизма с активным силуэтом. Форма продиктована функцией: возвышенная часть – производственная, в которой можно выполнять в натуральную величину высокие памятники. Так, одним из первых в стенах мастерской был выполнен памятник Владимиру Ленину, установленный на Московской площади, – рассказывает историк советской архитектуры Дмитрий Гусаров. – Витражное остекление в здании – нисколько не дань моде, а сугубо функционально: скульптору необходимы источники освещения, в том числе и естественные. То, что витраж смотрит на север, – тоже правильное решение, таким образом, в главном цехе никогда не бывает прямого жесткого освещения, только мягкое».
А вот здание Приморского рынка, по словам эксперта, представляет собой яркий образец советского неоклассицизма.
«Сколько же противоречивых оценок оно собрало за время его постройки в 1953-1955 годах и позже – от восторженных до умеренно негативных мнений. Самым ярким его элементом, безусловно, является разбивка на три части и световые фонари в сводах треугольного сечения. В то же время здание украшает декоративное оформление: колонны, множество барельефов и полуциркульные арочные окна во фронтонах. Если бы не скульптурное оформление – головы быков, гирлянды фруктов, рыба и бараны в дверях, трудно было бы угадать в этом здании облик рынка» – сказал собеседник «Петербургского дневника».