Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Барельеф «Меркурий» и акварели: петербургский Центр культурного наследия пополнил коллекцию

Теперь у организации новый партнер
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

В Центр культурного наследия имени академика Б. Б. Пиотровского на Захарьевской улице (проект петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. ВООПИК. – Ред.) передали новые экспонаты.

Новый друг центра

По словам председателя ВООПИК в Петербурге Антона Иванова, приобрести их стало возможным благодаря новому другу общественной организации – предпринимателю и меценату Михаилу Скигину.

«Наш новый друг помог нам прибрести новые экспонаты, которые пополнят обновленную экспозицию Центра культурного наследия. Работа по ее модернизации продолжается, мы планируем добавить новые разделы и, соответственно, экспонаты. Предварительно ее открытие запланировано на май 2024 года», – сказал Антон Иванов.

«Это мой первый небольшой вклад в работу Центра культурного наследия. И он полностью соответствует моему философскому взгляду на жизнь: нужно копаться в истории, чтобы понять, кто ты есть, и попробовать не наступать на те же грабли из прошлого. Параллельно я снимаю фильмы. Первый фильм как раз был посвящен периоду 30-50-х годов XX века, который мне наиболее интересен. Я все больше убеждаюсь, что нужно сохранять историческую память, так как она со временем исчезает. Уверен, что это не последняя наша совместная работа с ВООПИК», – сказал Михаил Скигин.

Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Лансере и Бухман

Основная часть экспонатов приобретена у частных коллекционеров. Среди них несколько работ советского архитектора и художника Николая Лансере, в том числе «Наш двор в ТБ сейчас же после свидания» 1931 года.

«Я предполагаю, что ТБ расшифровывается как «тюремный барак». Видимо, это была какая-то комната для свиданий, где художник находился с родственниками, а после их ухода, вероятно, у него была возможность посидеть там и написать акварель. У него получилось собрать два альбома работ. Один 1931-1932 годов, а второй 1934 года. Конечно, сейчас все они хранятся в семье Лансере. Нам удалось приобрести несколько его работ», – рассказывает хранитель музейных коллекций петербургского Центра культурного наследия имени академика Б. Б. Пиотровского Елена Кононенко.

Коллекцию пополнили работы советского и российского художника Ирины Бухман. Среди них: «Фонтан у Казанского собора» 1983 года; «Петербург. Смольный собор» 80-х годов и более ранняя работа «Мойка. Народный мост» 70-х годов.
«Она была совершенно замечательным литографом. По образованию Ирина Бухман архитектор. Все свою жизнь она проработала в технических учреждениях. Она была активисткой Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры с конца 60-х годов. В 70-х годах, после выхода на пенсию, начала заниматься художественной деятельностью. У нее есть серия работ в технике акварель, которые она написала во время поездки по России. Больше всего работ посвящено Петербургу и окрестностям. Нам было важно приобрести именно ее акварели», – говорит Елена Кононенко.

Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Два барельефа, один дом

Барельеф «Меркурий» конца XIX века теперь тоже часть Центра культурного наследия. Его судьба напоминает историю многострадального «Мефистофеля» в Петроградском районе – оба элемента сбили с фасадов зданий, пусть и разных, зато теперь у подлинных барельефов один дом: как и подлинный «Мефистофель», «Меркурий» украсит стены Центра культурного наследия.

«Во время капитальных ремонтов зданий в 50-60-е годы декор с фасадов сбивали совершенно безжалостно. Но некоторые рабочие, видимо, проявляли жалость к убранству дома и могли понравившиеся элементы забрать домой или передать кому-то еще. То же самое произошло с барельефом «Меркурий». Сегодня тех рабочих, вероятно, уже нет в живых. Их потомки хранили декор в какой-нибудь кладовке. Затем выставили на одну из торговых онлайн-площадок и продали. Покупатель взял декор, чтобы украсить собственный интерьер, предварительно восполнив часть утраченных элементов, но места в интерьерах, видимо, так и не нашлось. В результате барельеф вновь выставили на продажу. Теперь его приобрели мы», – отметила Елена Кононенко.

По ее словам, реставрировать барельеф не планируется, так как «он интересен именно в том состоянии, в котором он находится сейчас».

«Единственное, для его дальнейшего экспонирования, барельеф нужно собрать полностью. На данный момент одна деталь откреплена от основной части, ее нужно прикрепить на место. Параллельно мы пытаемся узнать, с фасада какого дома был сбит барельеф, но пока безрезультатно. К сожалению, у нас нет на руках перечня домов, которые капитального ремонтировались в 50-60-е годы. Пока можем предположить, что это доходный дом с торговыми помещениями, судя по самому барельефу «Меркурий» – символу торговли», – рассказала эксперт.

Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»