Сергей Ильченко: «Слово пацана» – это «история с хрустом жизни»
С середины ноября в России начал набирать огромную популярность сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте», повествующий о криминальных группировках подростков из позднего СССР. Как сообщил «Петербургскому дневнику» профессор СПбГУ Сергей Ильченко, данный сериал необходимо не запрещать, а подвергнуть широкому общественному обсуждению, ведь ранее ни один фильм в нашем кинопрокате не удостаивался такой мощной рекламы в общественном поле.
«Мне кажется, шум вокруг этого сериала сильно преувеличен. Сегодня многие режиссеры и сценаристы ищут темы, которые в силу ряда причин не были бы связаны с нашей нынешней реальностью. В том числе – и в нашем недавнем прошлом. Сейчас они нашли тему казанских подростковых группировок, хорошенько разработали ее и продали зрителю. Думаю, что жители самой Казани, которые сами пережили то время и хорошо его помнят, могли бы много чего добавить к этому сериалу по части исторических соответствий, – говорит Ильченко. – В целом, на мой взгляд, это хорошая, интересная история из недавнего прошлого, но, простите, какое отношение она имеет к сегодняшней реальности?»
По его мнению, любой фильм, действие которого происходит не в 2023 году, является своеобразной «отстройкой» от нынешней реальности.
«Этот прием хорошо известен еще со времен Пушкина, который описал в том числе историю Пугачевского восстания. Для современников классика времена Пугачева тоже были «смутными», почитайте «Капитанскую дочку», – предложил эксперт. – При этом на фоне наших вечных сериалов про ментов, маньяков и славных императриц, «Слово пацана» – это «история с хрустом жизни». Лично мне было бы интересно посмотреть ее продолжение, увидеть, в кого потом выросли пацаны, судьбу которых отслеживают авторы сериала. Вот тогда это имело бы смысл. А показать всем, что вот, да, были такие бандитские группировки в Казани – этого недостаточно. В те времена, извините, были и «любера», и панки, и много кто еще. То есть, с точки зрения тематики, здесь ничего сверхъестественного нет».
По мнению Ильченко, особую остроту истории о «казанских пацанах» придают два момента.
«Первый – это актерская работа Ивана Янковского, который играет главного героя Вову «Адидаса». Этот молодой актер не только имеет собственную историю, но и пользуется доверием у молодежной аудитории. Второй момент – это сама локация, крупный город Казань, который всегда сам по себе вызывал интерес у россиян, – отметил эксперт. – Кроме того, я никогда не видел настолько напористой рекламы сериала, как у «Слова пацана». Такой раскрутке не подвергались ни блокбастеры Федора Бондарчука, ни снятый в реальном космосе фильм «Вызов». Сегодня можно с уверенностью сказать, что ни один фильм в нашем кинопрокате не удостаивался такой мощной рекламы в общественном поле, как этот сериал с платных платформ».
Ильченко сомневается в том, что благодаря успеху этого сериала в крупных городах России может частично возродиться культура подростковых криминальных группировок.
«Давайте вспомним сверхпопулярный сериал «Бригада» и спросим у специалистов МВД – увеличилось ли тогда количество ОПГ в России после его выхода? Тут надо оперировать статистикой, а не ощущениями. Я тоже рос в 1970-х в Московском районе Петербурга, учился в английской школе, мы тоже играли во дворе в футбол и хоккей с неблагополучными подростками, но я лично не помню, чтобы нас как-то затягивала криминальная культура. Да, в Ленинграде тоже были какие-то подростковые группировки – в Купчино, в Ульянке или на Гражданке. Да, бывали какие-то «пацанские стычки» во дворах. Но все это, по моим воспоминаниям, не носило системного характера», – говорит профессор СПбГУ.
По его мнению, к шумихе вокруг сериала, равно как и к призывам его запретить, нужно относиться спокойно и выдержанно.
«Все это лишь повысит его популярность – причем даже не запрет, а сами слухи о возможности официального запрета. Этот прием уже неоднократно использовался в маркетинге. Раньше была такая хорошая традиция – общественное обсуждение, в аудиториях, печати и на ТВ. Взять ту же «Агору» Михаила Швыдкого на канале «Культура» или там шоу Малахова. Да в том же вечернем телешоу Владимира Соловьева можно взять и обсудить этот сериал! То есть это явление надо не прятать, а проговаривать. Это закон психологии – если ты что-то проговорил, то ситуация сама по себе становится менее страшной, более понятной и, в конце концов, выясняется, что это все же «больше искусство, чем жизнь», – заключил Сергей Ильченко.