Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Как фестиваль «Пушкин и…» соединил литературу и анимацию

Он прошел в музее-заповеднике «Михайловское»
Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля «Пушкин и…»

В преддверии 225-летия со дня рождения Александра Пушкина, которое отметят в 2024 году, в музее-заповеднике «Михайловское» прошел II фестиваль анимации и литературы «Пушкин и…». В смотре мультфильмов принял участие и «Петербургский дневник».

«Когда я был маленький, то мечтал зимой сидеть у телевизора и смотреть мультфильмы», – признался директор музея-заповедника «Михайловское» вдохновитель II фестиваля анимации и литературы «Пушкин и…» Георгий Василевич.

Он считает, что фестиваль – еще один способ рассказать о богатом пушкинском наследии и его значении в жизни каждого человека.

«Книга всегда ассоциируется с картинками. Анимация соединяет картинки, которые украшают книги. И герои, которых все только что видели на страницах книг, оживают с помощью мультипликации. Так рождается чудо», – уверен Георгий Василевич.

Наше все

Тот факт, что Пушкин – очень анимационный автор, каждая строчка которого рождает картинку, участники фестиваля доказали своими работами. В конкурсный показ вошли 25 совершенно разных по темам, стилистике и технике исполнения мультфильмов, снятых за последний год по мотивам классической и современной литературы.

Представляющие их авторы тоже были самыми разными, и по опыту работы, и по школам анимации, и даже по темам, на которые они снимали свои фильмы.

Самым юным участником оказался 15-летний Даниил Штейн, это его дебют. Фильм «Дубровский: за кадром» (6+), где задремавший на уроке школьник летал на аэроплане за героем повести, изрядно позабавил зрителей.

Четырехминутная работа выпускницы ВГИКА Софии Диас Гонсалес «Пушкин в лесах» (6+), поставленная по «Бульварному роману» Олега Егорова, рассказала о перманентной реновации Москвы, что совсем не нравится памятникам. И первым из оков строительных лесов вырывается свободолюбивый Пушкин.

«Многие режиссеры, особенно молодые, снимая классику, буквально выворачивают ее наизнанку. Но при этом они сохраняют дух произведения», – прокомментировала работы программный директор фестиваля, кинокритик Светлана Хохрякова.

Екатерина Гаврюшкина рассказала о «Пушкине и… Михайловском» (6+). Здесь во время ссылки поэта в Псковскую губернию с ним происходят необычные приключения.

Живую реакцию зала и жюри вызвал фильм-комедия Юрия Томилова «Мой Пушкин» (6+) (приз за лучшую режиссуру). Своеобразный поединок строгой учительницы, которая вещает прописные истины, и смышлёного ученика, имеющего на все свое мнение, заканчивается дуэлью, где за Пушкина бьется мальчик, а за Дантеса – та самая учительница.

Карлсон и Шапокляк

Зрители, для которых все мероприятия фестиваля были бесплатны, увидели не только ожившие образы из произведений Пушкина, но и самого Александра Сергеевича в самых разных интерпретациях. Одна из местных жительниц даже призналась, что рисованный поэт ей гораздо ближе и понятнее, чем живые артисты, исполняющие его роль в фильмах или спектаклях. «Там они все равно не похожи на нашего Пушкина. А в мультиках есть место фантазии, которая всегда поможет «дорисовать» своего Пушкина», – считает она.

Сравнить работы молодых авторов и мэтров анимации мог любой зритель. За время фестиваля им показали любимые с детства шедевры: «Бременские музыканты» (0+) и «Малыш и Карлсон» (0+), «Щелкунчик» (0+) и другие работы, которые представила аниматор «Союзмультфильма» Наталья Дабижа. Прошла ретроспектива работ режиссера-мультипликатора, председателя жюри Марии Муат и художницы Нины Виноградовой. А кукла Шапокляк из культового мультика про Крокодила Гену вызвала среди участников мастер-классов не просто интерес, а настоящий ажиотаж.

Не Пушкиным единым

Особый колорит фестивалю придали мультфильмы, в основе которых лежали произведения, рассказывающие о жизни и творчестве других писателей. Не забыты были даже СМИ. К примеру, лента «Омичка» (18+) Елизаветы Скворцовой была построена на заголовках газет. И автор так остроумно обыграла их, что была удостоена диплома жюри «За тонкое чувство абсурдности жизни».

В течение конкурсных дней на экране оживали (не зря слово «анимация» происходит от слова «душа») герои Генриха Белля и Мамина-Сибиряка, Михаила Зощенко и Иосифа Бродского, Вашингтона Ирвинга и Ольги Титовой, не говоря уже о персонажах русских сказок и даже японских хокку.

Режиссер Инна Евланникова выбрала рассказ Людмилы Улицкой. Ее фильм «Капустное чудо» (16+) – это пронзительный рассказ об осиротевших в войну детях, которых дальняя родственница послала за капустой, заставил кое-кого в зале незаметно смахнуть слезу. Картина была удостоена диплома жюри «За художественное создание образов времени».

Петербургская команда

За литературную часть названия фестиваля отвечали писатель Валерий Попов, главный редактор журнала «Аврора», писатель Кира Грозная, которые провели немало времени со студентами и школьниками.

«Я объяснял ребятам, что литература не только удовольствие, но и учебник жизни. Порой слово спасает человека», – уверен Валерий Попов.

Он рассказал, как однажды, потеряв билет и рискуя быть высаженным из поезда, он всю дорогу развлекал своими рассказами проводников и омоновцев. «Я избежал этого только благодаря литературе, они мне даже аплодировали», – вспоминал он.

«Мне кажется, что такой фест важен и необходим. Потому что наша отечественная мультипликация, в которой важную роль играет именно литература, очень интересное явление», – отметила Кира Грозная.

Организаторы «Пушкина и…» подсчитали, что в рамках фестиваля состоялось более десяти творческих встреч с членами жюри и гостями, причем не только в Пушкинских Горах, но также в Пскове и в Опочке.

Проба пера

За петербургскую анимацию ответ держала недавняя выпускница Института кино и телевидения Мария Плосман. Она представила комедийный триллер Evermore (12+) по мотивам рассказов Эдгара По. В нем говорится о молодом писателе, которого преследует ворон.

«Моя история про вечные колебания творческого человека, который, несмотря на все сомнения, продолжает творить», – объяснила она свой замысел.

«Здесь собрано много сильных работ. И мне греет душу, что мой фильм был выбран наряду с ними. Этот фестиваль, как никакой другой, раскрывает тему моего мультфильма», – говорит молодой режиссер.

Для Марии это первая проба пера. Однако ее картина уже рекомендована для участия в других кинофестивалях.

Смотреть одно удовольствие

Если зрители просто наслаждались мультфильмами, то у жюри была более трудная миссия – их нужно было оценивать.

«Я в восторге от этого фестиваля и ничего другого не ожидал. Наконец-то наступили настоящие времена, нет ни официоза, ни халтуры. Для конкурса были прекрасно подобраны фильмы, из-за этого возникла единственная сложность: хотелось наградить всех, а это, увы, невозможно», – подчеркнул писатель и драматург, член жюри Евгений Попов.

Коллегу поддержала Мария Муат. Она призналась, что работы конкурсантов были так хороши, что выбирать победителей было очень трудно. «Награды достойны все участники», – уверена председатель жюри.

Не поверить ей сложно, настолько разными оказались оценки увиденного.

Например, Валерию Попову больше всего понравился фильм Анастасии Жакулиной «Светлые души» по одноименному рассказу Василия Шукшина (приз за лучшее художественное решение).

«Шукшина пока еще никто не перепрыгнул. И мне бы хотелось, чтобы анимация была ближе к сегодняшней литературе», – считает он.

Художник и аниматор, член жюри Лиана Макарян выделила фильм «Хармс». Его автору Светлане Андриановой был вручен приз за лучшую адаптацию литературного произведения.

Приз за лучший персонаж получил Алексей Алексеев, режиссёр-постановщик фильма «Книга рецептов». В его мультике книга становится руководством для двух сестер, одна из которых превратилась в гуся и ей срочно нужно вернуть человеческий облик.

Композитор Григорий Гладков, вручающий награды победителям, не стал скрывать своего мнения и прямо со сцены заявил, что его фаворит – это лента «Расцветшая зима», которую осуществил Александр Бруньковский. Тонкая и очень атмосферная работа по новелле Тонино Гуэрро, рассказывающая печальную историю любви, переданную нюансами акварельных красок, затронула сердца и других зрителей. И если бы на фестивале был приз прессы, то награда этой проникновенной и тонкой картине досталась бы однозначно.

Жаль, что не было и отдельной награды за лучшую музыку, ведь она играет в картине очень важную роль.

«Лучшие композиторы работали в анимации: Владимир Шаинский, Евгений Крылатов, Борис Савельев, Геннадий Гладков, мой гениальный однофамилец. Без музыки не обходится практически ни один фильм», – аргументировал Григорий Гладков. И, выразив общее мнение, заявил: «Фильмы, которые мы увидели, потрясающие и разнообразные. Смотреть было одно удовольствие».

Гран-при II фестиваля анимации и литературы «Пушкин и...» получил фильм «Ваша дама. Часть 1» (16+) по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама», режиссёром-постановщиком и автором сценария которого стал Валентин Ольшванг.

В кулуарах фестиваля эту ленту называли одним из главных претендентов на победу. И отмечали, что работа над ней заняла у автора как минимум год-два.

«Я работал над этой лентой почти восемь лет. И постоянно советовался с Александром Сергеевичем», – рассказал Валентин Ольшванг «Петербургскому дневнику». Теперь будем ждать обещанного продолжения.

«Александр Сергеевич – плоть от плоти мультипликации, анимации. Он сам одушевлял своих героев, давая нам возможность фантазировать и мечтать. Именно потому нам давно хотелось сделать что-нибудь похожее на этот фестиваль. Связка литературы и анимации – это очень точное выражение сути фестиваля», – подытожил Георгий Василевич.

Он сообщил, что в следующем году фестиваль, который воспитывает, просвещает зрителя и одновременно становится стимулом для кинематографистов к созданию новых фильмов, увенчает череду празднеств, посвященных 225-летию Александра Пушкина.