Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Эдуард Пичугин: «Сериал «Слово пацана» вышел немного не вовремя»

Продюсер, экс-гендиректор киностудии «Ленфильм» – о популярном нашумевшем сериале
Фото: стоп-кадр из сериала «Слово пацана»

С середины ноября в России начал набирать огромную популярность сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте», повествующий о криминальных группировках подростков из позднего СССР. Как сообщил «Петербургскому дневнику» продюсер, экс-гендиректор киностудии «Ленфильм» Эдуард Пичугин, сериал быстро завоевал популярность благодаря относительно новой теме для многих россиян, особенно молодых. Но, по его мнению, подобные сериалы, полные жестокости и насилия, стоило бы выпускать в более спокойные времена.

«Нужно сказать, что сам по себе фильм – это очень хорошая работа художника-постановщика, эпоха конца 1980-х передана в нем очень точно и детально. Да и сам сценарий построен на элементах и образах того времени – для нынешнего зрителя это страна, которой давно уже нет, и мир тех ценностей, которые давно не существуют. Что касается самой истории, то она не претендует на достоверность – это чистой воды художественный вымысел. Если говорить о нюансах взаимоотношений между «героями улицы», то для людей, прекрасно помнящих эти времена, там есть много существенных неточностей. Реальная жизнь того времени все же была немного другой. С другой стороны, если ввести в основу сюжета реальную историю какой-то группировки, то она уже не будет так хорошо читаться и смотреться», – признал Пичугин.

По мнению продюсера, сюжет и события, описанные в сериале, – это качественный художественный вымысел.

«Почему «Слово пацана» так быстро стало культовым сериалом в России? Ну, потому что это относительно новая тема для многих россиян, особенно молодых, некий новый взгляд. Многим сегодня уже до смерти надоели те сериалы, которые в последние годы снимаются в России и демонстрируются по ТВ и на платформах. Этот всплеск – сродни тому, когда появился фильм «Бумер» Петра Буслова. Он также стал ярким, необычным явлением, разошелся в народе на цитаты, а рингтон, написанный Сергеем Шнуровым, был установлен на миллионы мобильников. Или, например, фильм Балабанова «Брат», который так же ярко отразил эпоху ранних 1990-х. Сейчас так же удачно для нового поколения зрителей заходит «Слово пацана», его авторы сумели «попасть в нерв» времени», – считает Пичугин.

По его мнению, вся полемика, которая разводится вокруг сериала в СМИ и соцсетях – не более чем просто реклама.

«Если посмотреть с точки зрения воспитания, передачи каких-то морально-этических принципов и ценностей, то тогда вообще 90% наших сериалов нужно брать и запрещать. Произведений, которые по каким-то причинам не соответствуют этим критериям, у нас огромное количество – начиная со «Школы» Валерии Гай Германики, которую активно раскручивал государственный Первый канал. С таким подходом можно предъявить претензии к любому современному сериалу или фильму, сказать – мол, вот, «показывают аморальщину», – считает кинопродюсер.

По словам Пичугина, в сегодняшнее крайне непростое время наша страна переживает этап противостояния с другим, заграничным миром.

«Мы видим чудовищный всплеск русофобии, с «культурой отмены» и «игрой без правил», организованной против нас практически по всем фронтам – на идеологическом, культурном, политическом и т. д. И это само по себе создает напряжение внутри российского общества. Потому что фильмы «Брат» или «Бумер» выходили в относительно спокойные времена, когда самыми громкими делами были баталии между государством и бизнесом или внутри самого бизнес-сообщества. Тогда страна все же жила в другой эпохе, – напомнил Эдуард Пичугин. – Сейчас же нашему обществу остро требуется консолидация. И, честно говоря, такой сериал, полный жестокости и насилия, мог бы выйти позже. Хотя вреда для общества от него не больше, чем от тех сериалов, которые вышли ранее».

При этом любые попытки запрета сериала вызовут только один эффект – популярность «Слова пацана» станет еще выше, отметил он.

«По большому счету, он вышел все же немного не вовремя. Хочется, чтобы сейчас в кино реализовывались какие-то более светлые, воодушевляющие сюжеты и сценарии, с более понятными ценностями. «Романтика улицы» или «пацанского братства» для этого сейчас не очень подходят», – заключил продюсер.