Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Художник Евгений Емельянов: «Имя Александра Невского прозвучало как пароль»

Образ князя стал основным в его творчестве
Фото: из личного архива Евгения Емельянова

В Лавре начались торжества в честь 300-летия перенесения мощей святого Александра Невского в Петербург. В духовно-просветительском центре «Святодуховский» открылась художественная выставка «Александр Невский: воин и святой» художника Евгения Емельянова. Он рассказал, почему именно этот образ стал основным в его творчестве.

 Евгений Юрьевич, расскажите, что будет представлено на выставке?

– Это моя первая выставка в Александро-Невской лавре – знаковом и символичном месте для каждого русского человека. Представлено будет около 35 работ.
С Александром Невским у меня связан целый период жизни. Его образ нашел отражение во многих моих картинах. Это полотно для диорамы «Ледовое побоище», которое планируется выставить на Чудском озере, панно «Невская битва» на центральном входе нашего музея и, конечно, картина «Не в силе Бог, а в правде», которая победила в конкурсе народного голосования в год празднования 800-летия со дня рождения князя Александра Невского, символа и покровителя Петербурга.
Этот образ отличался от привычного тем, что он изображен молодым. На создание именно такого портрета повлияло мое общение с председателем Патриаршего совета по культуре, митрополитом Псковским и Порховским Тихоном Шевкуновым. Он говорил о том, как было бы хорошо показать молодежи, что Александр Невский во времена свершения своих ратных подвигов был их сверстником. И что в нем, а не в каком-то нереальном персонаже со сверхспособностями стоит искать пример для подражания…

Вот и мне своей картиной хотелось сделать это образ ближе для подростков и юношей. Так, чтобы они увидели в Александре Невском не зрелого бородача, каким принято изображать его на картинах или в кино, а своего ровесника, который в двадцать с небольшим лет совершал такие великие деяния.

– Как вообще возник интерес к личности Александра Невского?

– Меня еще с детства интересовали история и культура Древней Руси, ее противостояние с противником и несокрушимый русский дух.
В детстве мне был интересен Дмитрий Донской, период Куликовской битвы. В Чебоксарском художественном училище я писал диплом на эту тему. Потом стал изучать эпоху Александра Невского, его жизненный путь, и он меня очень впечатлил. Как говорил Леонардо да Винчи, великая любовь есть дочь великого познания. Когда начинаешь изучать что-то более глубоко, то проникаешься этим образом.

Больше всего меня поразили даже не победы великого князя на ратном поле, а его мудрость. Он оказался в сложной ситуации. С одной стороны, Русь, лежащая под монголами, с другой – мощный натиск с Запада. И он сделал для себя непростой выбор, следуя принципу: укрепляй оборону на Западе, а друзей ищи на Востоке. Это уже сейчас, исходя из всей последующей истории и событий сегодняшнего дня, понятно, как верно он мыслил. Он, жертвуя собой, сохранил от разорения оставшуюся Русь, которая потом смогла возродиться, как птица Феникс.

Я воспринимаю этого героя не только как важнейшую историческую личность, символ страны, но и как своего духовного покровителя. Этот святой и вправду помогает мне по жизни, защищает меня и мою семью.

 Скажите, что привело молодого человека из Чувашии в Петербург?

– Я всегда хотел рисовать. На уроках математики, порой им в ущерб, мне хотелось заниматься только этим. Я поступил в Чебоксарское художественное училище. Там были потрясающие педагоги. Именно они ввели меня в мир искусства, научили работать с полной отдачей и показали дорогу, по которой нужно двигаться дальше.
С третьего курса я уже был одержим идеей ехать в Петербург, в Академию художеств, потому что это лучшая академия в нашей стране. Поступив туда и попав в мастерскую церковно-исторической живописи профессора Александра Константиновича Крылова, настоящего русского подвижника, я стал развиваться в этом направлении.

Два года проработал в Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе, а потом стал главным художником в Артиллерийском музее. К тому времени я уже иллюстрировал исторические книги, писал картины и попал сюда как художник, который занимается исторической тематикой.

– Скажите, как вы, творческий человек, входили в военный музей?

– У нас отличный дружный коллектив, хотя психологию военных я воспринял не сразу. Поначалу удивляла какая-то особая непривычная прямота, но потом я к этому привык. И сейчас, когда общаюсь с коллегами-художниками, мне порой не хватает этой ясности в отношениях, этой прямоты и честности. Потому что главный принцип военных – предателей никогда не прощаем, а своих не бросаем – в жизни очень ценен.
Я отвечаю за художественную подачу выставочных проектов, начиная с оформления музейного пространства и заканчивая исполнением авторских работ, которых в музейном фонде уже немало.

– На ваших картинах можно увидеть исторических личностей и батальные сцены, современных героев и даже пейзажи.

– Больше всего меня интересует человек со своими переживаниями и сложными моментами. Вот это очень интересно почувствовать и попытаться отобразить в работе.
Но у меня есть и цикл пейзажей, который называется «Тихая моя родина». Я учился в Чебоксарах, но каждое лето ездил в деревню Тогаево, где в храме архангела Михаила служили мои предки и где меня крестили. Там я получил те впечатления, которые меня до сих пор подпитывают, наполняют энергетикой семьи, дома. Я рад, что это чувствуют и мои дети, которые путешествию к морю предпочитают деревню и речку. Если большая родина у всех одна, то малая родина, мой островок счастья, где я вырос, – это родная деревня, где каждое утро, так же как в детстве, поют петухи и «воздух помнит твое счастливое дыхание»…

– Я видела у вас работы, посвященные СВО.

– Их пока немного. Я не считаю, что надо форсировать эту тему, здесь существует опасность конъюнктуры. Меня очень тревожит, когда художники начинают писать на какую-то тему только потому, что она на подъеме. Так было, например, с Александром Невским. Я видел, как те, кто никогда не занимался этой темой, вдруг под юбилей начали быстро штамповать работы. А после опять об этом забыли. С таким подходом я не согласен.

Конечно, когда происходят такие глобальные события в мире и в стране, художникам нельзя отмалчиваться, потому что кому, как не людям искусства, об этом говорить и проявлять свою патриотическую позицию. Но, с другой стороны, есть опасность формального подхода к теме. Конъюнктура оскорбительна для памяти наших героев. К современности я ранее не обращался напрямую, а старался говорить о ней на примере героев прошлого, которые также отстаивали и защищали нашу родину.
У меня есть плакат, он называется «Мы вместе». На нем изображен русский солдат, который заслоняет собой простую женщину. Есть портреты реальных воинов, потому что мне хотелось, чтобы о них помнили, чтобы они остались в памяти народной. Недавно мне предложили поучаствовать в конкурсе «Уголь земли русской». Я связался с руководителем проекта, Олесей Николаевной Шигиной, которая оказалась на тот момент в Донбассе. И там случилась интересная и даже знаковая история. Рассказать?

– Конечно!

– Я сообщил ей, что представляю студию имени Александра Невского Союза художников Санкт-Петербурга, и услышал, что она только что разговаривала с мамой одного из погибших бойцов, командира БМП, у экипажа которого был позывной «Александр Невский». Это был Владимир Кулешин.

Имя святого прозвучало для нас как пароль. Я понял, что обязательно должен написать портрет этого героя. Мне прислали его фото и видео. Очень приятное лицо настоящего русского воина. В нем читались какая-то мудрость, хотя ему было всего 22 года, справедливость, милосердие и при этом мужество. Я сделал его портрет. А недавно приезжала мама героя. Увидев картину, она заплакала и поцеловала ее. То, что работа понравилась маме Владимира, для меня лучшая награда. И свидетельство того, что в ней хоть в какой-то степени удалось понять и прочувствовать образ настоящего русского воина, мужественно исполнившего свой долг до конца.

– Скажите, какими качествами должен обладать художник, пишущий картины на исторические темы?

– Мне кажется, главное – это искренность, личный отклик. Потому что зритель, даже неподготовленный, всегда почувствует фальшь. Конечно же, профессионализм, потому что как бы ты ни любил тему, но, если не можешь ее выразить на должном уровне, она не прозвучит. И, конечно, нужно пахать с любовью к своему делу, к родине. В этом для меня честность художника перед зрителем.

Справка

Евгений Емельянов в 1997 году окончил Чебоксарское художественное училище. В 2003 году – Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. С 2005 года – главный художник Военно-исторического музея артиллерии. Член Союза художников и Художественной студии имени Александра Невского.

Закрыть