Александр Ильин-Женевский: «Вначале мы копали окопы в районе Средней Рогатки»
Ростов-на-Дону. 22 июня 1941 года. 12:00. Стартует последний тур полуфинала первенства страны по шахматам. В составе ленинградской команды Модель (капитан), Ильин-Женевский, Толуш, Рабинович и другие мастера. Неожиданно по турнирному залу разносится ужасная весть: «Утром по радио сказали, что немцы напали на Советский Союз». Участников попросили успокоиться и доиграть тур. Однако на следующий день из Москвы прилетел приказ: «Дальше продолжать первенство не представляется возможным. Шахматисты должны немедленно явиться на свои призывные пункты». С командой Ленинграда вернулся домой и Александр Ильин-Женевский.
ПОЛПРЕД РОССИЙСКИХ ШАХМАТ
Можно с уверенностью сказать, что никто не сделал больше для развития шахмат в России и Советском Союзе, чем Александр Федорович Ильин-Женевский. Человек яркой биографии – большевик, революционер, участник штурма Зимнего дворца, дипломат. А еще талантливый шахматист, мастер спорта СССР, теоретик, писатель, журналист и выдающийся организатор.
С 1912 года он, как член партии большевиков, находился в политической эмиграции в Швейцарии, где попутно выиграл чемпионат Женевы по шахматам. А заодно прибавил к своей родной фамилии Ильин псевдоним по месту пребывания – Женевский.
Еще до войны сделал отличную карьеру – его назначили заместителем дипломатического агента Народного комиссариата иностранных дел по Петрограду. Однако была у дипломата особенная страсть – шахматы. Играл революционер очень сильно, становился двукратным чемпионом Ленинграда.
«Когда началась Великая Отечественная война, меня в числе небольшой группы студентов Финансово-экономического института направили из райкома комсомола на работу в Леноблгорлит, на замену работников, ушедших на фронт. Но уже через неделю нас послали на строительство оборонительных сооружений. Вначале мы копали окопы в районе Средней Рогатки, а затем у станций Батецкая и Передольская Витебской железной дороги», – писал в своем дневнике Ильин-Женевский.
ПЕРВЫЙ БЛОКАДНЫЙ ТУРНИР
Популярность древней игры в городе на Неве была столь огромной, что самым первым официальным турниром в блокаду принято считать именно шахматы.
14 ноября 1941 года выходит «Положение о шахматном чемпионате Ленинграда», утвержденное председателем спорткомитета Германом Забелиным. «Игра проводится два раза в неделю. Контроль времени два часа на первые 40 ходов и в дальнейшем 20 ходов на час. Отложенные партии доигрываются в Ленинградском доме физкультуры. Победитель получает звание чемпиона Ленинграда 1941 года», – говорилось в документе.
Также организаторы обратились к горожанам с воззванием: «Сегодня в сложной и напряженной обстановке мы открываем очередной шахматный чемпионат. Участвуют всем известные мастера СССР Романовский, Рабинович, Чеховер, Лисицын, Равинский, а также талантливые кандидаты в мастера – Новотельнов, Бельчиков, Скляров, Бер, Модель. Мы будем играть в госпиталях, военно-учебных заведениях и других армейских организациях, дабы приблизить турнир к запросам наших славных бойцов, командиров и политработников Красной Армии. Настроены мы бодро, и никакая блокада, никакие лишения не могут нам помешать разыграть наш очередной чемпионат».
КАЖДОМУ ШКОЛЬНИКУ – ПЕРВУЮ КАТЕГОРИЮ
К месту очередного тура игроки добирались пешком через весь Ленинград. Уже не работал городской транспорт. Не подавалась электроэнергия. Суточная норма хлеба: 250 граммов рабочим, 125 – остальным. Артобстрелы и бомбежки начинались с утра и продолжались до темноты.
После турнирных партий по просьбе красноармейцев мастера проводили сеанс одновременной игры. Видя, что шахматисты едва держатся на ногах, кто-нибудь из ходячих раненых отправлялся за горячим чаем. Везде участников старались покормить, но однажды еды не хватило, поэтому на следующий тур не все смогли добраться. Чемпионат объявили закрытым, даже первый круг не довели до конца.
Второе блокадное первенство города прошло с 20 июня по 15 августа 1943 года.
Местом проведения выбрали спорткомитет. Турнир принес успех доктору Федору Склярову, который помогал шахматистам восстановительными процедурами. После войны Федор Иванович работал врачом сборной команды СССР.
Последний военный чемпионат был проведен в 1944 году. На первой строчке таблицы оказался Абрам Модель. Об этом интересном человеке стоит сказать особо. Мастер спорта СССР, видный шахматный деятель. Организовал в блокадном кольце несколько турниров, в том числе среди школьников.
Коллеги частенько обвиняли Моделя в том, что он слишком щедр в присвоении подросткам спортивных разрядов – «категорий», как тогда говорили. Он невозмутимо отвечал: «Если пережившие блокаду ленинградские дети находят в себе силы и желание приходить во дворец играть в шахматы, я им готов дать не то что третью – первую категорию».
ГИБЕЛЬ НА ДОРОГЕ ЖИЗНИ
Печальный факт – блокадные чемпионаты Ильин-Женевский так и не увидел…
О времени и причинах гибели дипломата ходило немало легенд.
По одной версии, страшной зимой 1942 года он отправился на Дорогу жизни встречать колонну с продовольствием. Когда началась бомбежка, он продолжал стоять на берегу и смотреть вдаль сквозь метель. Военные посоветовали ему уйти в укрытие. Но смелый революционер наотрез отказался. Когда после окончания налета люди вернулись на пристань, то никого не увидели на взорванных подмостках.
Другие рассказывали, что Александр заметил, как одна девочка провалилась в полынью. Мужчина подростка спас, но сам не смог выбраться из ледяной воды.
Не так давно тайна гибели раскрылась. Нашлась открытка, которую интендант Новой Ладоги отправил во Всесоюзный спорткомитет. В ней написано: «Сообщаю о печальной участи мастера СССР по шахматам А. Ф. Ильина-Женевского. Проезжая из Ленинграда в Свирицу на пароходе «Симферополь» 3 сентября 1941 года, попал под бомбежку фашистских самолетов. Осколком был ранен. Доставлен в больницу водников, где Александр Федорович скончался сразу же».
ДОСЬЕ «ПЕТЕРБУРГСКОГО ДНЕВНИКА»
ИЛЬИН-ЖЕНЕВСКИЙ Александр Федорович
16.11.1894 –3.09.1941.
Большевик, революционер, участник штурма Зимнего дворца.
Организатор и участник Всероссийской шахматной олимпиады (1920). Победитель Международного рабочего турнира в Берлине (1927). Участник семи чемпионатов СССР, дважды чемпион Ленинграда (1926 и 1929), победил в первенстве ВЦСПС (1927) и разделил 1-2-е места в чемпионате Закавказья (1932).
Мастер спорта СССР (1935).
На партийной и дипломатической работе в 1930-1941 годах.
Журналист, ответственный редактор журналов «Шахматный листок», «Шахматы в СССР», ведущий рубрики в «Правде», «Красной газете» и других изданиях.
Автор книг «Международный шахматный турнир в Москве» (12+), «Матч Алехин – Капабланка», «Записки советского мастера».
Был смертельно ранен 3 сентября 1941 года во время переправы по Ладоге. Похоронен в братской могиле. В 1978 году на мемориальном кладбище в городе Новая Ладога установлен гранитный обелиск в его честь.
В Новой Ладоге с 1988 года проходит шахматный турнир памяти Ильина-Женевского.