Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Эксперты рассказали о преимуществах и недостатках триумфального столпа у «Лахта Центра»

В ближайшее время члены Градостроительного совета Петербурга решат, одобрить проект или нет
Фото: предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре

В Петербурге может появиться триумфальный столп в честь победы России в Северной войне. Его планируется установить у здания «Лахта Центра». Сейчас проект ждет одобрения Градостроительного совета.

Инициатор его появления – фонд «Газпром культурные инициативы». Предполагается, что высота столпа составит 82 метра. Из них высота скульптуры Петра I – 9,5 метра, а высота колонны – почти 42 метра.

Авторы эскизного проекта – архитектор Михаил Мамошин и скульптор Степан Мокроусов-Гульельми. Отметим, что идея появления столпа принадлежит Петру I, который поручил скульптору Бартоломео Растрелли и ученому Андрею Нартову разработать проект триумфального столпа в честь неминуемой победы в Северной войне. Разработанная модель, которая не воплотилась в жизнь еще при Петре Великом, сегодня хранится в Государственном Эрмитаже.

Колонну планируется украсить восемью барельефами из бронзы или меди, которые также хранятся в Государственном Эрмитаже. Все они отсылают к сюжетам Северной войны: «Бой у деревни Лесной. 28 сентября (9 октября) 1708 года», «Полтавский бой. 27 июня (8 июля) 1709 года», «Осада Риги. 1709–1710 годы», «Осада Ревеля. 1710 год», «Русский и турецкий лагеря при Пруте. 1712 год», «Бой под Фридрихштадтом. 1713 год», «Гангутский бой. 1714 год» и «Церемония сдачи Дербента. 1722 год».

Недавно эскизный проект рассмотрели члены Градостроительного совета Петербурга. По словам архитектора Владимира Линова, столп на фоне небоскреба – идея однозначно неудачная. Любой обелиск, столп или стела смотрятся выигрышно с точки зрения архитектуры в открытом пространстве, на фоне неба, находясь несколько выше окружающей застройки. Один из таких ярких примеров – Александрийский столп на Дворцовой площади.

«Идея разместить в городском пространстве исторические барельефы, безусловно, благородная. Но нужно найти для них достойное место, чтобы их как минимум можно было разглядеть, – считает Владимир Линов. – На мой взгляд, место для такого столпа сегодня найти в городе трудно, повторюсь, столп должен находиться в открытом пространстве».

Историк архитектуры Михаил Мильчик отметил, что данный проект – это тот редкий случай, когда к его возможному появлению в городе можно отнестись положительно.

«Данный триумфальный столп – элемент классицизма, который характерен для исторического центра города. На мой взгляд, он хорошо впишется, дополнив территорию современного комплекса «Лахта Центра», – считает Михаил Мильчик. – Единственное, я не согласен с установкой ограждения по периметру столпа, из-за которого подойти и разглядеть барельефы колонны и медальоны, которыми украшен пьедестал столпа, невозможно. Лучше забор убрать».

Ранее «Петербургский дневник» писал, что члены Градостроительного совета Петербурга единогласно одобрили архитектурно-градостроительный облик жилого комплекса на территории Мытного Двора, разработанный архитектурным бюро «Студия 44». Как рассказали в Комитете по градостроительству и архитектуре, четырехэтажный комплекс со встроенными помещениями, подземной автостоянкой и воссозданием исторического здания расположится в Центральном районе.