Врач – о профилактике ВИЧ: «Наша задача – объяснить, не напугать и уговорить прийти снова»
В Клинической инфекционной больнице им. С. П. Боткина уже 20 лет работает стационарный пункт профилактики ВИЧ-инфекции. Это отделение, в котором можно не только бесплатно и анонимно сдать анализ на ВИЧ, но и получить достоверную информацию и ответы квалифицированных специалистов на все свои вопросы о ВИЧ-инфекции. О специфике работы рассказывает заведующий пунктом профилактики ВИЧ-инфекции врач-инфекционист Евгений Карнаухов.
Открыты для всех
В cтационарный пункт в Боткинской больнице на Миргородской улице может прийти любой, кто хочет получить консультацию и пройти тестирование на ВИЧ-инфекцию.
«Я работаю в Боткинской больнице с 1998 года и вижу, как меняется контекст в зависимости от времени, обстановки вокруг. Меняется и база инфицирования. Сейчас стало меньше потребителей инъекционных наркотиков, так как изменилась наркосцена, то есть наркотики стали другими. Но так же, как и раньше, приходят люди после случайных незащищенных половых контактов. Вопрос в пропорциях. Если лет 20 назад потребителей наркотиков было больше, то сейчас, в основном, речь идет о половом пути передачи вируса», – рассказывает Евгений Карнаухов.
По словам врача-инфекциониста, ВИЧ-инфекция в самом начале была окружена аурой экзистенциального ужаса. Считалось, что это болезнь не человека, а исключительно наркоманов, геев, проституток – словом, стигмы.
«Нет болезни наркоманов или болезни проституток, есть болезнь, которая передается от человека к человеку. Но шлейф страха 90-х тянется до сих пор, хотя на самом деле давным-давно среди наших пациентов встречаются самые разные социальные группы, слои и возрасты. Недавно я наблюдал женщину с ВИЧ-инфекцией 80 с чем-то лет», – напоминает врач.
Спешить или нет
Инкубационный период развития заболевания – это классика инфектологии. Врач-инфекционист рассказывает, что согласно всем стандартам оптимальное время для тестирования на ВИЧ-инфекцию – через 3 месяца после возможного заражения. Однако Евгений Карнаухов убежден, что пациенту нельзя отказывать в желании обследоваться, даже если он пришел на следующий день после часа «Х».
«Если есть готовность и желание обследоваться, то надо дать ему эту возможность. Это создает определенный доверительный контакт, мы начинаем информационную работу, от исхода которой зачастую зависит, придет ли человек снова. И, как правило, такие люди приходят. Факт личного контакта очень важен. Пациент видит тебя, он понимает, что на приеме сидит не какой-то абстрактный человек в халате, а обычный врач. Появляется определенное доверие, снижается тревожность, человек получает необходимую информацию. И он понимает, что мы – тут, мы – рядом и будем здесь же и через 3 месяца, и точно так же все объясним и поможем», – уверен доктор.
Экспресс-тест – рулетка
Многие не хотят идти в медучреждение и предпочитают экспресс-тесты на ВИЧ из аптеки. Но специалист предостерегает о множестве нюансов.
«Для подобного тестирования нужно все-таки сопровождение врача, потому что процедура домашнего теста вроде нехитрая, но надо понимать правильность расставления акцентов: как взял тест, верно ли считал результаты, как их трактовать. Были ситуации, когда люди попадали в клинику неврозов, накручивали себя, несмотря на все наши попытки вернуть их в реальность уже точно сделанным тестом. Истерика, слезы, звонки, и никакие наши доводы, что домашний экспресс-тест был истолкован неверно, не действовали», – говорит Евгений Карнаухов.
Экспресс-тесты менее точны по определению, чем классическое тестирование двухэтапным методом. Конечно, хочется быстрее узнать результат, но врач убежден, что, выбирая между скоростью и качеством, лучше выбрать качество.
Если результат +
Здесь не говорят результат по телефону, даже если он отрицательный. Только – личный прием.
«На послетестовом консультировании, когда выдают результат, люди больше раскрываются, они готовы получать информацию, можно обсудить нюансы. Человек себе уже что-то напридумывал, он напряженный, боится, но к послетестовому консультированию он уже осмыслил первичную информацию, он уже более детально смотрит на ситуацию, готов снова прийти, дополнительно узнать про какие-то меры профилактики», – уточняет доктор.
И мировой, и наш опыт показывает, что если пришел положительный результат, необходимо человека сопроводить.
«Если он вообще был не готов услышать подобное, то в первую очередь важно оказать эмоциональную поддержку, не грузить информацией. В первые минуты человек вообще ничего не понимает, мир рухнул. Стараешься разговорить его про жизнь, про эмоции, вывести человека на позитив и дать идею, что мы тут, приходи, звони, будем общаться. Острая фаза проходит, что-то в голове всплывает, и уже можно конструктивно вести диалог. Человека необходимо подготовить. Сказать, что надо сходить в Центр СПИД, что это та же обычная поликлиника, что там просто надо будет понаблюдаться и тебе там точно помогут», – говорит доктор Карнаухов.
Основная задача такого консультирования – мотивировать на дальнейшее сотрудничество. Врач не устает повторять, что сегодня ВИЧ-инфекция – это контролируемое хроническое заболевание и при соблюдении определенных условий человек может прожить свою жизнь с минимальными неудобствами, что ничего фатального не случилось.
Молодые лучше информированы
Молодежь более информирована и мотивирована на тестирование. Самая сложная группа – люди 50+. Контрацепцию они зачастую уже не используют, считая, что беременность невозможна, и человек, не отдавая себе отчета, что может попасть в группу риска, в нее как раз и попадает. Причем очень часто это обычные люди возрастом от 45 лет и старше.
«Женщина в возрасте, одинокая, познакомилась на работе с таким же мужчиной, стали жить вместе. Через какое-то время он попал в больницу, там выяснилось, что у него ВИЧ-инфекция. Затем пришел «плюс» и ей. Ну кто бы сказал, что они – из группы риска? Никто. Или мужчина около 50 лет, артист. Плохо переносит алкоголь, но на каком-то корпоративе все же выпил, а очнулся в постели с негритянкой и без презерватива. Это, может быть, был единственный случай в жизни. Но и он мог оказаться фатальным», – вспоминает доктор.
Никого не прогонять
По словам доктора, по-прежнему сильно ВИЧ-диссидентское лобби.
«Они уверяют, что ВИЧ – это заговор фармкомпаний, это бизнес и Фредди Меркьюри умер не от СПИД, а от образа жизни. Но как люди, едущие по встречке, они очень заметны, и у них бывают последователи, к сожалению. Но даже в этой ситуации важно не терять контакты, не давать категорических оценок и не хлопать дверью. Может, отрицание – это тоже реакция на диагноз, а через 2-3 месяца он задумается и захочет прийти. Мы должны всегда человеку давать шанс. Потому что это всего лишь заболевание, а наше дело – его лечить. Понятно, что прогноз может быть хуже, но нельзя терять ни одного человека», – говорит Евгений Карнаухов.
Экстренная профилактика возможна
Экстренная профилактика ВИЧ-инфекции – это назначение той же антиретровирусной терапии. Существует профессиональный риск заражения у медработников, сотрудников силовых структур. Если случилось ЧП, у пациента задокументированная ВИЧ-инфекция, то составляется акт, и пострадавшему выдаются препараты еще до получения результатов теста. Важно соблюсти сроки – профилактика эффективна в первые 72 часа после рискованной ситуации.
Помощь окажут и тем, кто считает, что был в контакте с ВИЧ-инфицированным. Правда, есть нюанс – в этом случае экстренная терапия будет платной. Для того чтобы ее получить, необходимо обратиться в Центр СПИД, получить рецепт и выкупить препараты.
На заметку
За год в стационарный пункт профилактики ВИЧ-инфекции Боткинской больницы обращаются на тестирование около 1000 человек, положительный результат составляет от 7 до 10 процентов. Практически 100 процентов направляются на дальнейшее лечение.
Телефон пункта профилактики: 717-60-00. Она работает с 09:00 до 16:00 (кроме выходных).