Яндекс.Метрика
  • Елена Норицина

Николай Цискаридзе поставит в Петербурге новую версию балета «Щелкунчик»

Премьерные показы Государственного академического театра балета имени Леонида Якобсона пройдут 3, 4 и 5 декабря на главной сцене БДТ
Фото: Елена Норицина/ «Петербургский дневник»

В Петербурге 3, 4 и 5 декабря состоятся премьерные показы балета «Щелкунчик» под редакцией народного артиста Николая Цискаридзе. Известный сюжет вновь вдохновит тысячи зрителей. История постановок «Щелкунчика» Петра Чайковского началась 130 лет назад. Существует две популярные трактовки балетной сказки: Василия Вайнонена, постановка под его редакцией состоялась в 1934 году, и спектакль Юрия Григоровича, премьера которого проходила в марте 1966 года. Николай Цискаридзе интерпретировал сказку на современный лад, взяв за основу произведение Василия Вайнонена. Артист отметил, что с помощью технологий удалось передать рождественскую атмосферу.

«Появилась видеопроекция, на декорациях будет отображаться падающий снег. Сейчас совсем другие материалы, которые мы заказывали для костюмов. Моя главная задача в работе над постановкой – сделать её по-настоящему доброй и красивой, ведь хореографическая версия Василия Вайнонена именно такая», – поделился Николай Цискаридзе.

Он добавил, что предновогодний спектакль «Щелкунчик» – это давняя традиция. Постановка перенесет зрителей мир волшебства.

«Мне бы хотелось, чтобы зрители немного пофантазировали, особенно когда начнётся сцена снежинок. Я очень любил этот спектакль, когда был маленький. На тот момент прима-балеринам Большого театра разрешалось в конце постановки делать то, что они хотят. Каждая артистка играла по-своему. Кто-то радовался, что увидел игрушку, а кто-то подбегал, отбрасывал её и начинал плакать. У нас в спектакле играет ребёнок. Поэтому он обрадуется. И вот, каждый зритель тоже должен мечтать об этой игрушке», – поделился Цискаридзе.

Сам балетмейстер выступал на сцене Большого театра в роли заколдованного принца 101 раз. Последний «Щелкунчик» с его участием состоялся 10 лет назад. Теперь после долгого перерыва Николай Цискаридзе возвращается к спектаклю, но уже в качестве хореографа-постановщика.

Художественный руководитель Театра балета имени Леонида Якобсона Андриан Фадеев отметил, что Николай Цискаридзе был признан лучшим Щелкунчиком-принцем.

«Я безумно счастлив, что нашим артистам посчастливилось встретиться с такой значимой фигурой в мире искусства. Мы своих детей учим, что такое хорошо, что такое плохо. После встречи с Николаем Максимовичем наши танцоры будут знать, что такое «хорошо» в балете. У них уже появится совершенно другая точка отсчёта, после работы с таким уникальным профессионалом», – уточнил он.

Главная особенность постановки – роли детей исполняют только юные артисты. В спектакле задействовано более 50 ребят. Многие танцоры – ученики Академии русского балета имени Агриппины Вагановой. Во втором акте уже появится повзрослевшая Маша, данную партию исполняет балерина Анна Скворцова. Девушка поделилась, что «Щелкунчик» – её самый любимый спектакль.

«Когда ты играешь, то растворяешься в сказочной атмосфере. Ты начинаешь верить в волшебство. Это мой не первый выход на сцену в роли главной героини. Обычно в других постановках я всегда играла 7-летнюю Машу. У меня получалось возвращаться в детство, это тоже очень забавно. А в этом спектакле играют настоящие дети. Это даже увлекательнее, потому что зрители увидят перевоплощение героини из маленькой девочки во взрослую девушку. Получается интересный контраст», – рассказала артистка.

Особое внимание в балете отведено костюмам. Первым этапом работы стала прорисовка эскизов. Наброски составляли два месяца. После приступали к шитью. За полгода было создано более 300 нарядов. Художник по костюмам Татьяна Ногинова уточнила, что производство одежды для балета очень трудоёмкий процесс и есть множество нюансов.

«Производство костюма – это очень стрессовый труд. Он включает в себя приобретение ткани. Не всегда материала достаточно и не всегда он нужного цвета. А в городе, например, нет красок, чтобы получилась ткань того оттенка, который необходим. Также мы создаём запасные костюмы. В первую очередь закупаем весь материал. Потом идёт отделка, крой. Далее примерка прототипа. На ткань наносим все линии, например, где пойдут швы. Заключительный этап – ещё две примерки», – резюмировала она.

Одежду создавали в стиле бидермайер – благополучная Австрия в XIX веке. Образы олицетворяют рождественскую эстетику и романтику.

«Если говорить про мужские костюмы четвёрки розового вальса, то они сами по себе очень нежные. Наряды украшены цветами. Образ похож на военный, но они у нас розового цвета, как розовый сироп. Потому что мы в Конфетюренбурге, у нас вареньевые рощи и всякие сладости. Основная масса мужчин в колетах и белых рубашках с гирляндами цветов, очень романтический вид. Девочки ещё краше. В их образах присутствует детская идея. Например, в постановке из обычной бумажной столовой салфетки можно свернуть волшебную куклу. Тут мы как раз использовали этот принцип. На подоле платья можно увидеть дырочки, наколотые от бумажных салфеток», – подытожила Татьяна Ногинова.