Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Чем уникальна выставка к 175-летию Василия Сурикова в Русском музее

Экспозиция открылась сегодня
Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник»

Сегодня в корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка великого живописца Василия Сурикова. Это первая за 90 лет столь масштабная экспозиция, на которой представлено более 120 работ из тех городов, с которыми была связана судьба художника.

Выставка, которую Русский музей называет главным событием года, посвящена 175-летию со дня рождения Василия Сурикова. И к ней вполне применимо слово «впервые». Хотя бы потому, что это первая почти за век полноформатная экспозиция, которую смело можно назвать «Весь Суриков».

Душа картины

Впервые на экспозиции так полно представлены исторические шедевры художника, знакомые каждому буквально с детства. Это «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Боярыня Морозова». «Меншиков в Берёзове». Главный раритет – знаменитая картина «Степан Разин». Она только что покинула стены мастерской после серьезной научной реставрации, и теперь – тоже впервые – это полотно можно видеть в том виде, как его написал художник.

Говорят, знатоки истории любили придираться к неточностям. Например, Василий Верещагин отмечал, что солдаты на картине «Переход Суворова через Альпы» при спуске по склону изображены с непримкнутыми штыки, а конь слишком близко подошел к обрыву, чего в реальной жизни быть не могло. Однако искусствоведы утверждают, что для Сурикова главным было художественное воплощение, эмоциональная правда, душа картины. Да и к мелочам он относился очень внимательно. Рассказывают, что еще подростком на похоронах соседа он подошел к его гробу и поправил усы, которые, как оказалось, были уложены не по правилам казаков, к коим Суриков всегда себя относил.

Красота по-русски

Впервые на выставке представлена религиозная живопись художника, увидеть которую раньше было совершенно невозможно. Особое внимание привлекает крупное полотно «Милосердный самарянин», прибывшее в Петербург из Красноярского художественного музея. Кстати, за эту работу Суриков был удостоен малой золотой медали Академии художеств. А само полотно живописец подарил главе Красноярска в благодарность за поддержку во время учебы. Притягивает взгляд практически не известная публике картина «Исцеление слепорожденного». Уникальная и трагическая по своему звучанию, она была написана под влиянием безвременной кончины его жены и сейчас предоставлена на экспозицию Московской духовной академией.

Приехавшая из Третьяковки картина «Посещение царевной женского монастыря», написанная под впечатлением от книг Ивана Забелина, рисует не только быт юных царевен, вся жизнь которых частенько проходила в затворничестве, но и передает его видение женского идеала, про который сам он говорил так: это «красота особенная: древняя русская».

Гордость за страну

«Суриков постоянно работал. Он говорил – как охотник не может выйти на охоту без ружья, так и художник не может выйти куда-то, не имея с собой карандаша и не занимаясь своим прямым ремеслом, которое составляет смысл его жизни», – рассказал и. о. заместителя директора Русского музея Григорий Голдовский.

Организаторы выставки отмечают, что главным для них было показать уникального художника, не испытавшего ничьих влияний, никогда не работавшего на заказ и всегда страстно любившего и свою малую родину, и Россию.

Впервые на выставке создан специальный просветительский зал, где можно пообщаться со специалистами, познакомиться с мультимедийной программой, принять участие в игре по мотивам картины «Взятие снежного городка», что будет особенно интересно детям. Или изучить генеалогическое древо Суриковых-Кончаловских – Михалковых, которое Русский музей получил на время выставки от Никиты Михалкова.

«Мы очень рассчитываем на то, что выставка Сурикова даст нашим посетителям не только новые знания о нашей истории, об истории русской живописи. Но и будет рождать в сердце, в душе гордость за нашу страну, за наше искусство, которое подарило России и миру таких гениев, как Суриков», – подытожила директор Русского музея Алла Манилова.

Закрыть