Яндекс.Метрика
  • Валерия Троицкая

Влад Маленко: «У меня своя битва. Она идет с 1991 года»

Поэт, заслуженный деятель искусств России рассказал о том, что должно исчезнуть из России в результате спецоперации
Фото: личный архив Влада Маленко

– Влад, вы сейчас часто общаетесь с молодыми людьми, студентами. Как вы чувствуете, их еще полностью «не отрезали от корней»?

– Все зависит от среды, в которой люди формировались. Чем она патриархальнее, чем менее прогрессивна, тем люди светлее, тем больше корневых зацепок. Кто сторожит сторожей? Кто воспитывает детей? Зачастую такие же дети из девяностых. Если навык к чтению остался, то у них есть шанс быть пастухами. Если выветрился, они будут овцами.

– Ваше стихотворение «Ржев» было написано еще до начала спецоперации, а стало одним из символов происходящих сейчас событий. У вас давно было предчувствие, что 1945 год – еще не конец и будет новая битва?

– Я не зет-поэт. У меня своя битва. Она идет с 1991 года. «Ржев» – одно из стихотворений. У меня их сотни. Когда те, кто сегодня как бы на волне, еще были младенцами или их вообще не было, мы с товарищами уже создали поэтическое содружество «Железный век». Это случилось в 1993 году. В этом смысле у меня ничего не менялось с тех пор.

– Вы – голос «Бессмертного полка». Как объясняете этот феномен? Это же не просто акция памяти, а настоящая народная стихия.

– Это национальное чувство рубикона, рубежа, предела. Шестое коллективное чувство народной памяти. Это вечная огромная бессмертная людская душа. Так отмечают перенос ответственности – с отцовских плечей на сыновьи.

– В обеих столицах до сих пор сложно почувствовать, что на западной границе страны идут боевые действия. Как вы к этому относитесь?

– Я негодовал еще в 1994 году, в 1995 году, когда в двух часах лету солдаты гнили в окопах на Кавказе, а здесь в стрип-клубах обжирались на вечном празднике. В капиталистическом мире иначе не бывает. Нельзя отдельно сражаться под советским знаменем, а отдельно жить по морали мира наживы.

– Вы недавно вернулись из Китая и Кореи. С чем была связана поездка, и нужно ли России сделать цивилизационный поворот на Восток?

– Меня пригласили в писательский тур. Вообще, это странно, потому что я везде чужой. Для писателей – я из мира театра, для режиссеров и актеров – я писатель. Им так удобно. Ну, в конце концов, и я привык. Мне некомфортно ни там, ни там. Хорошо только в одиночку. Что касается поворота на Восток, то мой ответ: нужно.

– А что в нашей стране должно исчезнуть за время спецоперации и больше некогда не вернуться?

– Беспечность.

Справка:

Влад Маленко – российский поэт и баснописец, режиссер и актер.

Много ездит по стране, проводит творческие вечера и встречи со школьниками и студентами, с военными в зоне боевых действий и с ранеными в госпиталях.

Один из создателей контента к первой и всем последующим всероссийским акциям «Бессмертный полк» на Красной площади в Москве, постоянный диктор «Бессмертного полка» на Красной площади.

Художественный руководитель Государственного музея Сергея Есенина в Москве.

Основатель и художественный руководитель Московского театра поэтов.

Художественный руководитель Всероссийского фестиваля молодой поэзии и драматургии имени Леонида Филатова «Филатов-Фест».

Одним из первых читателей его стихов стал Леонид Алексеевич Филатов, с чьим пасынком Денисом Золотухиным Влад вместе служил в армии.

В течение многих лет работает на телевидении, в том числе ведущим, автором, шеф-редактором программ на Первом канале, НТВ, «Звезде».

Награжден многими профессиональными премиями («Тэффи») и наградами, в том числе как военный корреспондент.