Яндекс.Метрика
  • Антон Гарнов

«Запрет не станет выходом из положения»: эксперт – о будущем электросамокатов в Петербурге

В конце ноября в Смольном подвели итоги завершившегося сезона электросамокатов
Фото: личный архив Павла Хусу

В 2023 году в городе работали четыре крупных оператора. Всего для аренды были доступны порядка 37 тысяч средств индивидуальной мобильности. Какое будущее ждет петербургские электросамокаты? Об этом «Петербургскому дневнику» рассказал руководитель петербургского велообщества Павел Хусу.

– Павел, в последнее время тема электросамокатов обсуждается особенно активно. Участились случаи автомобильных аварий с участием самокатчиков, а пешеходы жалуются, что у них «по ногам и по головам» катаются молодые люди на электросамокатах. Насколько остро на самом деле сегодня встала эта проблема, по вашему мнению?

– Мы действительно наблюдаем бум электросамокатов по всей стране. И этот вид транспорта совершенно новый, он только в марте текущего года появился в ПДД. До этого электросамокаты, моноколеса, гироскутеры и прочие устройства считались видом пешеходного передвижения. Теперь их выделили в отдельную категорию – «средства индивидуальной мобильности» – и определили, что в первую очередь они должны ездить по велоинфраструктуре. А если таковой нет, они должны двигаться по тротуару, и только в тех местах, где нет тротуаров, самокатчику разрешается выезжать на проезжую часть.

Дорожная инфраструктура не подготовлена к этому виду транспорта, и, конечно, возникают конфликты, аварии и столкновения. И, конечно, в Петербурге, в историческом центре, очень узкие тротуары. У нас бывает, что и двум пешеходам не разойтись, а тут еще как-то нужно увернуться от самокатчика, постараться, чтобы он в тебя не врезался.

– Но не только пешеходы, но и автомобилисты недовольны. Согласно статистике, 24% петербургских автолюбителей хотя бы раз попадали в ДТП с одним из средств индивидуальной мобильности (СИМ). При этом 63% опрошенных водителей не одобряют появления на дороге людей на самокатах, так как те «игнорируют правила дорожного движения и ведут себя непредсказуемо».

– Из-за узких тротуаров часть из самокатчиков, моноколесников и других пользователей СИМ предпочитают пользоваться проезжей частью. Так им комфортнее, не приходится каждые несколько метров притормаживать, объезжать пешеходов, рисковать врезаться в открывшуюся дверь или выезжающий из-за угла мопед. И негатив у пешеходов на тротуарах, и негатив у водителей – две части одной проблемы, проблемы, заключающейся в том, что у самокатчиков нет собственной территории, где они могли бы передвигаться безопасно, комфортно и никому не мешать.

– Между тем в Париже мэр, создававшая комфортную среду для передвижения на СИМ, сама же инициировала процесс полного запрета электросамокатов. По крайней мере, в части их аренды. То есть выяснилось, что система велодорожек, существующая во французской столице, в данном случае «не работает». Можем ли мы предположить, что в Петербурге произойдет то же самое, если делать ставку на развитие инфраструктуры?

– Парижский мэр Анн Идальго несколько лет назад начала активно развивать велоинфраструктуру. Но популярность электросамокатов стала стремительно расти, куда более активно, чем создание велоинфраструктуры. Получилось, что самокаты уже заполнили Париж, а город просто не поспевал за этим спросом. Ситуация вызвала бурный отклик у горожан, и мэру не осталось ничего другого, как запретить частный прокат электросамокатов. Впрочем, возможность передвигаться на собственных электросамокатах, моноколесах и прочих гироскутерах по велоинфраструктуре парижанам сохранили.

Сейчас в европейских странах вообще существует некий консенсус по отношению к электросамокатам и другой электромобильности. Сошлись на том, что по своей скорости и мобильности они ближе к велосипедам, поэтому им стараются выделить велодорожки и велополосы для движения. И только уже во вторую очередь пускают на тротуары.

Что касается и России в целом, и Петербурга в частности, у нас сейчас бум развития кикшеринга. Он вызывает озабоченность у горожан и у законодательной власти в первую очередь. В марте этого года сенатор Андрей Клишас предлагал запретить электросамокаты в принципе, поскольку они представляют опасность и для самих пользователей, и для автомобилистов, и для пешеходов. Предложение переросло в законопроект, который вводит огромные штрафы. Например, за езду в пьяном виде (от 10 до 20 тысяч рублей) и, что меня особо удивляет, за превышение скорости. Так, например, те, кто будет на СИМ либо велосипедах превышать скорость на 5-10 км/ч заплатят штраф от 500 до 800 рублей, а превысив скорость на 20 км/ч и выше, придется расстаться аж с 5000 рублей! Если сравнивать с теми штрафами, которые положены автомобилистам, нарушающим ПДД, эта разница существенна. За превышение до 20 км/ч у нас не штрафуют совсем, и только если автомобилист будет ехать около 100 км/ч, ему выпишут штраф в 500 рублей, а с учетом скидки за своевременную оплату – всего лишь 250 рублей. Хотя мы знаем, что именно автомобили являются средством передвижения повышенной опасности, столкновение с ними, в отличие от самокатов, может угрожать жизни или обернуться тяжелыми травмами.

– Но тут и наши петербургские законодатели не дремлют!

– Да, нужно отметить, что депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга тоже озаботились проблемой и выступили с законопроектом, который хотят отправить на рассмотрение в Государственную думу РФ. В нем среди прочего предлагается запретить езду на СИМ по тротуарам и разрешить ее по специально отведенным местам, а также по дорогам. Как мы уже говорили, последнее вызывает негатив у автомобилистов, прежде всего, из-за разницы скоростей. Когда человека на самокате, двигающегося со скоростью 15 км/ч, обгоняет автомобиль со скоростью 80 км/ч, то это, естественно, очень опасная ситуация.

Существует опасность, что пользователи СИМ попадут в серую зону. Понимая, что они находятся вне правового поля, самокатчики будут ездить, как сейчас ездят, например, водители скутеров и мопедов, для которых недавно ввели права на управления транспортными средствами, но инфраструктуру для получения прав не подготовили. Большинство пользователей скутеров и мопедов либо отказались от своего транспорта, либо ездят, как бог на душу положит: кто по дорогам, кто, разгоняя пешеходов по тротуарам и велосипедистов по велодорожкам.

– Один из авторов законопроекта, председатель постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры городского парламента Алексей Цивилев высказался в таком духе: «Если самокатчикам так нужны велодорожки, пусть для них создается несколько основных направлений с севера на юг и с запада на восток. И все. Сделать дорожку на каждом без исключения проспекте не представляется возможным».

– Если исходить из философии «не стоит ничего менять», тогда, конечно, простое перераспределение места на дороге мало что даст. Предложение располовинить место на тротуаре для велосипедистов и пешеходов нереализуемо. Вспоминаю тротуары на Чкаловском проспекте – там даже одному человеку бывает сложно пройти! Но на проезжей части вполне можно было бы выделить дополнительное место для велоинфраструктуры. Не секрет, что у нас многие автомобильные полосы имеют избыточную ширину, и просто за счет их переразметки, приведения к нормативной ширине, мы можем получить дополнительное пространство под велоинфраструктуру.
Конечно, в идеале можно использовать опыт Москвы, где существует программа «Моя улица», в рамках которой полностью переосмысляется уличное пространство. По ней в столице делают абсолютно новые улицы с другой шириной тротуара, велодорожками, меньшим количеством полос для автомобилей, но с выделенной полосой для общественного транспорта. Но это очень дорогостоящий проект.

– А друг другу велосипедисты и самокатчики на выделенных полосах и велодорожках мешать не будут? Скорости ведь у них разные.

– Действительно, велосипедист едет со скоростью чуть больше ограниченной скорости самокатов, обычно это 25-30 км/ч, и самокатчика он вынужден объезжать. Но ширины велополосы и разделительной разметки хватает, чтобы безопасно объехать пользователя СИМ. А вот в ситуации их встречи на проезжей части такой маневр сопряжен с опасностью. Автомобилист может не рассчитать правильный боковой интервал и сбить велосипедиста. Это еще один довод, чтобы развивать велоинфраструктуру, если, конечно, мы хотим, чтобы велосипедисты и самокатчики могли передвигаться по городу, не мешая ни пешеходам, ни автомобилистам и не создавая опасных аварийных ситуаций.

– Но существует и проблема соблюдения ПДД пользователями самокатов. Например, можно было регулярно наблюдать, как люди не спешиваются на пешеходных переходах, а продолжают ехать, игнорируя и правила, и элементарные нормы безопасности. Тут никакое строительство инфраструктуры не поможет!

– Если сделать по опыту Москвы велопереезды рядом с зеброй, автомобилисты, зная об их наличии, будут заранее готовиться к возможному появлению самокатчика или велосипедиста и заранее притормаживать. У нас есть велопереезды на Фонтанке и на некоторых других велодорожках, например, на Пискаревском проспекте. Автомобилисты привыкают, что рядом с зеброй есть еще и велопереезд, что по нему передвигаются быстрее, чем переходят улицу обычные пешеходы, заранее притормаживают и лучше воспринимают такие более быстрые объекты.

Я считаю, что запрет самокатов на улицах города – не выход из положения. А вот если мы по всем правилам создадим велоинфраструктуру хотя бы на трети улиц, хотя бы на основных магистралях от окраин города к центру (а в идеале – на всех улицах, чтобы на велосипеде или электросамокате можно было доехать от дома до дома), это позволит распределить все потоки равномерно. И тогда у пешеходов будет своя территория, у автомобилистов своя, а у велосипедистов и пользователей самокатов, как и других средств индивидуальной мобильности, своя. И все потихонечку привыкнут друг к другу, никому не мешая.