Как должны объединяться ученые, чтобы Петербург продолжал взращивать нобелиатов
В «Экспофоруме» состоялось сразу несколько мероприятий, посвященных развитию в Петербурге высшего и среднего профессионального образования. Одновременно с финалом конкурса «Профессионалы» начался международный научно-образовательный салон и конгресс «Профобразование, наука и инновации в XXI веке».
Своя академия
Стоит отметить, что Российская академия наук отмечает в будущем году 300-летие, как и Санкт-Петербургский государственный университет. А в этом году в городе было образовано петербургское отделение РАН, возглавил которое ректор Политехнического университета Андрей Рудской.
«Пятнадцать лет город бился за открытие собственного отделения академии, – отметил Рудской, занявший свою новую должность всего месяц назад. – Региональное отделение может выполнять главные функции академии: это популяризация науки, международные отношения и участие в экспертизах. Сейчас мы планируем создать объединенные научные советы по различным областям знания – от гуманитарных до точных и естественных наук. Настоящая наука должна быть и академичной, и прикладной, а лучше всего это получится сделать при тесном взаимодействии разных вузов: предоставлении друг другу лабораторий, совместном пользовании библиотеками».
Науку надо делать вместе
Все вместе это называется – междисциплинарная деятельность, и о ней рассказала Елена Чернова, первый проректор СПбГУ. Чтобы российская, а главное – петербургская наука вновь воссияла на международном Олимпе, требуется консолидация ресурсов, а для начала – обмен библиотечными фондами и некоторой недвижимостью, совместное использование высокотехнологичного оборудования, объединенные научные парки...
«Имеются настоящие феодальные барьеры между факультетами и лабораториями, – резюмировала Чернова. – Если ученый покупает оборудование, в том числе за государственные деньги, с помощью гранта, то к нему подпускают только его и участников научной группы, а другим, в том числе с этого же факультета, доступа нет».
В СПбГУ так не поступают. Все оборудование научного парка загружено на 84 процента, и большая часть времени отдана как раз внешним пользователям. И если вуз разработал некую программу, то, хоть он и будет расценивать ее как свою интеллектуальную собственность, но обеспечит доступ к ней студентам других факультетов или вузов.
Ректор Горного университета Владимир Литвиненко эту модель, правда, раскритиковал, особенно в части, касающейся недвижимости. Часть общежитий вуза построена на частные деньги, и инвесторы будут недовольны, если университет начнет распоряжаться этими активами по своему усмотрению. Опять-таки: наличие общежитий притягивает в вуз ценные иногородние кадры, а если койко-места придется делить с другими вузами, то и талантливых абитуриентов станет меньше.
Не быть пасынками
Добавил интересных мыслей и лингвист, академик РАН Николай Казанский. Он рассказал, что некоторые научные журналы (разумеется, не российские) не выставляют свои электронные версии в открытый доступ через 8(!) лет после первой бумажной публикации. Вернее, «свои» научные учреждения получают интернет-версию даже раньше бумажной, а вот российским ученым приходится долго ждать. Если речь идет о медицинских науках, это прямо-таки критично. Но и за гуманитарные обидно тоже.
«Нам не надо все. Все научные статьи не коллекционирует даже знаменитая библиотека Конгресса, – подвел итог академик. – Но мы не должны быть пасынками науки и должны иметь возможность читать хотя бы передовые издания. Еще одна беда: в стране почти уничтожено книгораспространение, не проводятся выставки научных книг, так что ученые даже не знают, что где-то появился новый учебник по их теме».
Россия имеет свои научные издания, котирующиеся в западной системе рейтингов (Scopus и индекс Хирша). Есть, правда, одна опасность, предупредил Казанский: когда автор вузовского учебника слишком увлекается погоней за индексом, качество учебника начинает страдать. Но ученые обещают справиться с этой проблемой.