Яндекс.Метрика
  • Антон Гарнов

Эксперт объяснил, зачем нужна высокоскоростная железная дорога между Петербургом и Москвой

Она позволит добираться до Москвы за два часа пятнадцать минут
Фото: Личный архив Даниила Монахова

Ранее Петербург официально передал в аренду несколько земельных участков под строительство железнодорожной высокоскоростной магистрали «Москва –Петербург». Постановление, подписанное губернатором Александром Бегловым, фактически дает старт началу работ по созданию инфраструктуры ВСМ в черте города. Первые поезда должны отправится в путь по новой ветке не позднее 2030 года, хотя глава РЖД Олег Белозеров недавно пообещал даже ускорить реализацию проекта.
Чем интересна и почему важна первая в России высокоскоростная железная дорога? Об этом «Петербургскому дневнику» рассказал транспортный эксперт Даниил Монахов.

– В России существует несколько проектов высокоскоростных дорог, но их реализацию начали именно с соединения двух столиц. Насколько оптимален этот выбор, ведь между Петербургом и Москвой и так существует регулярное движение скоростных поездов?

– Дорога нужна, и нужна давно. Ее, на мой взгляд, следовало бы начать строить 20 лет назад, когда ситуация уже позволяла реализовывать такие проекты. Но в тот момент решили ограничиться реконструкцией существующего главного хода Октябрьской железной дороги, убрали с него грузовые поезда, подняли скорость до 250 км/ч, купили и запустили «Сапсаны».

Это было, в общем-то, компромиссное решение и, как быстро выяснилось, недостаточное. Конечно, нужна отдельная скоростная дорога, это довольно очевидно. Более того, Москва – Петербург – это единственное направление в России, где она точно будет востребована и, скорее всего, будет окупаться. 

– Наверное, такие выводы несложно сделать, опираясь на текущий пассажиропоток. И, допустим, РЖД начнет «пересаживать» пассажиров с «Сапсанов» на ВСМ. Но выдержит ли ВСМ конкуренцию с авиацией? Уже заявлено, что цены на билеты будут выше, чем в «Сапсанах», а значит, приближаться или даже превышать цены билетов на самолет.

– Это зависит от заложенных в бизнес-модели сроков окупаемости. Если не рассчитывать на быструю окупаемость, то билеты можно сделать дешевле, а кроме того, предусмотреть выделение субсидий из бюджета, чтобы скоростные поезда не превратились в привилегию для богатых. Потому что в конечном счете ВСМ будет приносить пользу экономике в самом широком смысле, даже если в первые годы она не будет окупаемой.

Приведу такой аргумент: сейчас, в том числе и в связи с геополитической обстановкой, происходит переориентация грузопотоков на отечественные морские порты. Из разных регионов России идет большой грузопоток на Балтику и обратно. И почти весь он большим крюком направляется через Череповец и Вологду, по линии, которая уже сейчас сильно перегружена. Ввод в строй ВСМ поможет вернуть на прямой и короткий путь в центральную Россию движение грузовых поездов.

– Нам обещают, что вместо четырех часов мы сможем добираться до Москвы по ВСМ за два часа пятнадцать минут. Логично предположить, что на дороге не будет большого количества остановок, а ее трасса будет максимально короткой. Однако это совсем не так, и у ВСМ будет даже крюк с заездом в Великий Новгород. За счет чего же тогда планируют уменьшить время в пути?

– Высокоскоростная магистраль – это целый комплекс мероприятий. Ее инфраструктура отличается от обычной. И хотя сохраняется совместимость с остальными железными дорогами, конструктивно она будет приспособлена к движению со скоростями до 350 км\ч. Даже если учесть, что по длине трасса ВСМ не будет максимально короткой, сыграет свою роль отсутствие на ней так называемых пригородных зон, где сегодня «Сапсанам» приходится замедляться. Поезда на таких магистралях почти сразу будут набирать крейсерскую скорость и практически не снижать ее.

Что касается промежуточных остановок, то их будут совершать не все поезда, так же как сегодня их делают не все «Сапсаны». Выделенная железная дорога позволит без других, мешающих скоростным поездам составов, экспериментировать с расписанием.

– Почему бы тогда не проложить трассу ВСМ вдоль существующей прямой ветки – ОЖД, ведь это могло бы еще больше сократить время в пути?

– Такой вариант рассматривался еще в 1980-х годах, когда шли предпроектные изыскания по первому проекту ВСМ. Эти наработки имели не только плюсы, но и минусы. Да, можно проложить новые пути вдоль существующих, буквально в зоне отвода главного хода ОЖД, но тогда придется перестраивать практически все станции, что-то сносить или перестраивать. Уже сейчас возникла необходимость в рамках строительства ВСМ расселять жилые дома у платформы Фарфоровская в Петербурге, и не все с этим согласны. А подобных проблем было бы очень и очень много на всем протяжении новой магистрали.

Кроме того, пришлось бы обязательно убирать все существующие одноуровневые переезды, строить путепроводы и развязки. Технически это возможно, но все-таки от такого проекта отказались, решив, что возводить с чистого листа будет выгоднее, и ВСМ будет сразу спроектирована с пересечением автомагистралей в разных уровнях. Траектория новой дороги позволит обойти множество спорных, конфликтных ситуаций, сделать так, чтобы уже в ходе строительства доставить как можно меньше неудобств для жителей регионов, через которые она пройдет.

Ну а заезд в Великий Новгород рассматривается как фактор повышения туристического потенциала региона. Хотя в этом случае в полный рост встает проблема расположения станций ВСМ в крупнейших городах по пути следования.

– ВСМ не зайдет ни в центр Твери, ни в центр Великого Новгорода. Вокзал на окраине – это хорошо или плохо? С одной стороны, центр – это удобно. Но любые поезда создают набор проблем для городов. Как минимум железные дороги перерезают их на части, нарушая связность улично-дорожной сети.

– Задача завести ВСМ в центр Твери или Великого Новгорода сделала бы строительство не только более дорогим, но и более долгим. В мире вокзалы высокоскоростных поездов часто строят на окраинах городов. Так что ничего необычного в этом нет. Хотя в наших условиях данный факт может объективно снижать удобство пассажиров и отрицательно сказываться на принятии решения воспользоваться дорогой. Не стоит забывать, что ситуация с общественным транспортом во многих российских городах далека от идеальной, и задача добраться до вокзала может оказаться не из простых.

– Наверное, всем потенциальным пассажирам хочется, чтобы и в Петербурге вокзал ВСМ располагался в центре. Однако выбранное место вызывает большие дискуссии: исторические склады Кокоревых к югу от Московского вокзала находятся довольно далеко от городского транспорта. Необходимо будет также вписать в новый терминал и существующие охраняемые объекты. Были ли, на ваш взгляд, более оптимальные варианты размещения конечной станции ВСМ?

– Долгие годы в центре Петербурга красовалась так называемая «яма» – котлован под строительство вокзала ВСМ по его первому проекту. Рискну предположить, что и теперь место рядом с существующим Московским вокзалом было бы идеальным для строительства вокзала нового. Можно было попробовать выкупить у владельцев торговый центр, стоящий теперь на этом месте и реконструировать под вокзал. Из него пассажиры высокоскоростных поездов сразу попадали бы на Невский проспект или могли бы спуститься в метро.

Я напомню, что на площади Восстания не только большое количество наземного общественного транспорта, но и действующие станции сразу двух линий метрополитена. У проектируемого же терминала только планируется строительство станции «Лиговский проспект-2», и, честно говоря, непонятно, что здесь появится раньше – метро или ВСМ. А учитывая, где будут располагаться перроны, становится понятно, что людям будет тяжело дойти и до ближайшей городской магистрали – Лиговского проспекта.
Проектируя такие объекты, все-таки важно понимать, что ритм нашей жизни ускорился, пассажиры стараются прибывать ближе к отправлению поездов – это важное условие эффективности всего проекта в целом, того, что ВСМ должен быть удобнее авиаперевозок, которые сопряжены с долгой дорогой в аэропорт и прохождением там предполетного досмотра. Кстати, в Москве сейчас основным рассматривается вариант терминала около станции метро «Рижская», где пассажиры смогут пересаживаться на две ветки метро и две ветки городской электрички.

– Какие еще альтернативы были?

– Вокзал можно было бы построить с другой стороны от существующего, с выходом в сторону Староневского. Там есть свободное место, а от существующей станции метро «Лиговский проспект» можно было бы под землей проложить к терминалу ВСМ траволаторы. Они отлично себя зарекомендовали на станции «Спортивная» и стали примером эффективного современного транспортного проектирования.

Этот вокзал можно было бы сделать и подземным, оставив задел для строительства железной дороги на север, на тот случай, когда снова возникнет необходимость скоростного сообщения с Финляндией. Тоннель, который уже многократно обсуждался и даже фигурирует в Генплане, можно вывести на поверхность в районе станции метро «Выборгская».

Обсуждался также вариант с вокзалом в Обухове. Но мировой опыт, я повторюсь, показывает, что вокзал должен быть расположен как можно ближе к центру города. Это залог эффективности. А в Обухове легко можно сделать промежуточную станцию.