Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Что видел матерчатый красный крестик: в Военно-медицинский музей переданы личные вещи сестры милосердия Александры Горской

В Первую мировую войну она по своему желанию осталась в немецком плену с тяжелоранеными русскими солдатами. А в 1943 году умерла в блокадном Ленинграде
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Более 50 уникальных подлинных предметов, дающих возможность изучать историю военных будней и повседневную жизнь России не только в ту переломную эпоху, стали музейными экспонатами благодаря внучке Александры Горской. Все эти вещи более ста лет бережно сохранялись в семье.

БЛАГОРОДНАЯ РОДОСЛОВНАЯ

На самом деле история этой семьи может служить своеобразным слепком с «биографии» нашей страны.

«Моя прабабушка Юлия Александровна фон Кавер родом из немцев, приехавших в Россию еще во времена Екатерины II для развития горного дела, – рассказывает профессор микробиологии Ирина Архипченко. – А бабушка Александра Иосифовна Горская родилась в 1879 году в Тифлисе – по месту службы своего отца».

В то время Иосиф Иванович Горский имел чин майора, служил под началом великого князя Михаила Николаевича и имел репутацию храброго боевого офицера.

В 1877 году за участие в штурме знаменитой своей неприступностью турецкой крепости Карс он был награжден орденом Святого Георгия IV степени и золотым оружием.

Позднее, получив повышение, Горский был переведен в Варшаву, которая стала для его семьи своеобразным вторым домом.

«Бабушка и ее родная сестра Мария получили прекрасное образование: в совершенстве владели тремя языками, увлекались верховой ездой, играли на фортепиано, – делится подробностями Ирина Архипченко. – Причем бабушка имела чудесный голос и любила исполнять оперные партии».

Более того, Александра Горская была еще и художницей: она окончила Академию художеств в Петербурге (семья имела собственную квартиру еще и в столице империи).

На первый взгляд сестры Горские были «утонченными натурами высшего света» – типичными представителями дореволюционного общества, незнакомыми с реальной и суровой жизнью.

МЕСЯЦЫ НЕИЗВЕСТНОСТИ

Однако в 1914 году, буквально через несколько недель после начала войны, якобы белоручки Александра и Мария по своей инициативе записались на курсы сестер милосердия. Причем вместе с дочерьми пошла и их мать, которой на то время было уже за 50.

Они успешно прошли обучение, получили дипломы и стали работать в Варшавском госпитале. В их обязанности входил не только уход за ранеными, но и помощь хирургам во время операций.

«Более того, сестра бабушки Мария даже отправилась на передовую, где с помощью лошади вытаскивала раненых солдат с поля боя. Вот где пригодились ее отличные навыки верховой езды! – отмечает Ирина Архипченко. – За эту работу Мария даже была награждена Георгиевским крестом».

Но более тяжелые испытания выпали на долю Александры Горской. В августе 1915 года русская армия под мощным напором немецких войск вынуждена была покинуть Варшаву. Причем в городском госпитале, в надежде на великодушное поведение противника, командование оставило тяжелораненых бойцов, которые не смогли бы перенести эвакуацию.

С солдатами, чтобы обеспечить квалифицированный уход, по собственному желанию остались два врача и две сестры милосердия – Александра Горская и ее подруга. И никто не знал, что их ожидает.

«В плену все они пробыли восемь месяцев, – рассказывает Ирина Архипченко, – условия были очень тяжелыми. Один из немцев в приватном разговоре как-то даже признался бабушке, что ему довелось побывать в русском плену и там с ним обращались гораздо лучше».

Тем не менее благодаря медперсоналу раненые получали всю возможную в тех обстоятельствах помощь. В итоге весь плененный в Варшаве «госпиталь» был передан немцами командованию русской армии. Это событие вызвало громкий резонанс в России, и статьи об обретших свободу раненых солдатах, врачах и медсестрах появились во многих отечественных газетах.

ДЛИННЫЙ ХХ ВЕК

Дальнейшая судьба Александры и Марии Горских также повторяет трагические зигзаги российской истории: тяжелая жизнь в послереволюционном Петрограде; потеря любимых людей, которые были расстреляны новой властью; бегство на юг страны; неудачная попытка встретиться с младшим братом, служившим в белой армии… И, наконец, опять возвращение на берега Невы, где Александра Горская встретила новую войну. Эвакуироваться из Ленинграда она не захотела.

«Мама вспоминала ее слова по этому поводу: устала уже мотаться по стране, хватит, – делится Ирина Архипченко. – Но благодаря жизненному опыту бабушка успела сделать кое-какие запасы, которые хоть немного, но помогли в первое время блокады».

Причем в окруженном городе Александра Горская вновь стала работать по своей основной профессии: она трудилась в Ленинградском научно-исследовательском институте скорой помощи (ныне носящем имя Джанелидзе), который тогда располагался на Большом проспекте Петроградской стороны. И вместе с ней работала ее дочь.

Но тяготы – и уже перенесенные, и блокадные – все-таки дали о себе знать: сестра милосердия двух войн скончалась в Ленинграде в 1943 году.

ТРОГАТЕЛЬНЫЕ ЭКСПОНАТЫ

Переданные в Военно-медицинский музей вещи с полным правом могут считаться раритетами, которые будут интересны не только профессиональным историкам, но и обычным посетителям. Например, диплом (на французском языке!) и сертификат, которые позволяли их обладательнице работать сестрой милосердия.

Крайне интересны и фотографии, запечатлевшие Александру Горскую во время ухода за ранеными и при проведении операций. Примечательными документами ушедшей эпохи являются и дореволюционные газеты с рассказами о подвиге врачей и сестер Варшавского госпиталя. А также дореволюционные открытки с работами известной художницы Елизаветы Бем, посвященные помощи раненым.

Но один из самых трогательных экспонатов – матерчатый красный крестик, который когда-то был нашит на белый передник Александры Горской.

«Думаю, бабушка сохранила его в память о Первой мировой войне и о пережитых событиях, – говорит Ирина Архипченко. – Да, все это, конечно, настоящие семейные реликвии, но я уверена, что в доме им делать нечего: они уместнее в музее, где будут помогать воспитывать новые поколения».

Тем более что среди переданных предметов есть и те, что касаются уже блокадной поры, – например, настольная электрическая лампа, которой пользовались Александра Горская и ее дочь.

«Мы особо ценим личные истории, – отмечает старший научный сотрудник Военно-медицинского музея Карина Назанян. – И сохранять все, что с ними связано, наша обязанность. Тем более что деятельность сестер милосердия – это одна из магистральных тем нашего музея. И, конечно, переданные раритеты станут не только предметом изучения, но и достоянием общественности».

Сегодня в коллекции Военно-медицинского музея более 450 тысяч экспонатов.

В 1942 году в Москве был создан Военно-медицинский музей, а через три года его перевели в Ленинград.

20 декабря в Военно-медицинском музее откроется выставка «Первая мировая война в семейных историях петербуржцев. Горские». В экспозиции можно будет увидеть семейные реликвии Ирины Архипченко.