Как в Городской больнице Святого Георгия проходит День хирурга
Применительно к одному из крупнейших городских стационаров можно смело сказать, что у них этот праздник – каждый день, тем более и что и сама больница в эти дни отмечает свой 153-й день рожденья
«Хирург учится у операционного стола»
Главный врач больницы, доктор медицинских наук, хирург Валерий Стрижелецкий тщательно моет руки и входит в операционную, где все готово к лапароскопической герниопластике – одному из самых современных способов хирургического лечения различного вида грыж при помощи лапароскопа, а не посредством рассечения кожи и подкожной клетчатки над грыжей, как это делалось при традиционной открытой операции. На операционном столе 75-летний пациент, он уже в наркозе.
«Эта операция – лапароскопическая герниопластика – впервые была сделана в этой самой больнице в 1990 году. Сейчас это одна самых эффективных операций для пациентов с грыжами. На сегодня у нас выполнено уже более 5 тысяч таких вмешательств», – рассказывает Валерий Стрижелецкий, ювелирно управляясь с эндоскопом.
Хирург работает в теле человека, входя туда через маленькие разрезы, практически бескровно. Все, что происходит внутри, транслируется на нескольких экранах с большим увеличением. Преимущества такой операции очевидны: отсутствие больших разрезов избавляет от послеоперационной травмы и инфекций, и в этот же день пациент сможет самостоятельно вставать и ходить, а через 2-3 дня он выписывается домой.
«Мы восстанавливаем работоспособность в кратчайшие сроки, что особенно актуально для пациентов среднего и молодого возраста. Период реабилитации очень короткий. Количество рецидивов приближается к нулю», – уточняет Валерий Викторович.
Через 15-20 минут выделенные зоны закрываются специальным протезом отечественного производства. Этот протез, напоминающий сетку, станет тканью организма, прорастет и будет в дальнейшем препятствовать формированию грыжи.
«Сегодня невозможно представить хирургию без эндовидеохирургии. У нас практически все больницы оснащены эндовидеохирургическим оборудованием. Технология требует дальнейшего внедрения, для пациента это очень эффективное вмешательство. Но каждая операция имеет свои показания. Есть ряд заболеваний, когда методом выбора является эндоскопия, но остаются преимущества открытого способа оперирования. Главное – результат, который мы должны получить», – уточняет Валерий Стрижелецкий.
Но зачем главному врачу самому оперировать, ведь стаж работы у операционного стола составляет 35 лет, в профессионализме никаких сомнений нет.
«Подготовка хирурга имеет первостепенное значение. Хирург обязан владеть всеми существующими методами оперирования, а больница должна быть коллективом единомышленников. Я считаю, что надо быть на одной волне с коллегами. Формирование такого профессионального коллектива невозможно без личностного участия. До того, как стать главврачом, я 25 лет занимался хирургией, и мне невозможно представить себя вне операционной. Многие главврачи петербургских больниц постоянно оперируют, включая главного врача города Петра Яблонского и главного врача Клинической больницы Святителя Луки Сергея Попова», – улыбается главный врач.
Буквально через полчаса начнется следующая операция, где также будет оперировать Валерий Стрижелецкий. Операция более сложная, пациент очень долго ее откладывал, неоднократно попадая в стационар по «скорой». Доктора, конечно, справятся, но лучше, чтобы все операции проходили спокойно, в плановом режиме, не дожидаясь осложнений.
Понять друг друга без слов
Городская больница Святого Георгия оказывает плановую и экстренную хирургическую помощь, причем неотложные операции – это примерно 40 процентов из всех вмешательств. В последнее время очень активно развивается бариатрическая хирургия – лечение пациентов с экстремально большой массой тела и множеством сопутствующих заболеваний.
«В нашей больнице много хирургов-энтузиастов, профессионально очень одаренных, состоявшихся. Сегодня медучреждению недостаточно иметь отличное техническое оснащение. Надо решать кадровые проблемы, делать все комплексно. Без обучения на рабочем месте очень сложно освоить операцию, а мы являемся экспертным обучающим центром по лапароскопическим технологиям. Должна работать вся команда, этим определяется поточность и надежность. Особенно радует поколение молодых хирургов, средний возраст которых – 30 лет. Горжусь заведующими отделениями. Это специалисты, к которым сам бы пошел оперироваться. Вообще хирургия – это командная игра. Это оркестр, который делает одно общее дело, с каждым должно быть полное взаимопонимание. Мы практически не ругаемся и понимаем друг друга с полувзгляда», – рассказывает хирург.
Операционная медицинская сестра Алла Евдокимова подтверждает, что со «своими» они действительно могут провести любую операцию действительно без слов.
«Мой стаж работы почти 40 лет, здесь я работаю 22 года, с Валерием Викторовичем с 2013 года. Приходилось учиться, вникать в работу, изучать новые технологии. Работа с хирургом подразумевает абсолютное взаимопонимание. Мы действительно можем молча провести операцию. Когда ты работаешь с определенными врачами и досконально знаешь бригаду – ты опережаешь их на шаг. Знаешь, где протянуть руку, какой подать инструмент. Некоторые вещи проходят беззвучно», – рассказывает операционная медсестра.
Ради такой слаженности подготовка к операции начинается с вечера. Все знают, какие будут операции завтра, поэтому заранее продуман арсенал инструментов, и утром перед операцией остается только «намыться, накрыться и быть в полной готовности». «Хирург пришел, анестезиолог разрешил, и мы начали», как говорит Алла Евдокимова.
Конечно, ни одна операция невозможна без того, кто всегда стоит в изголовье, – анестезиолога-реаниматолога. Юрий Боробов, завотделением ОРиТ, уточняет:
«Сложно представить две более взаимосвязанные медицинские специальности. От взаимопонимания хирурга и анестезиолога-реаниматолога зависит все в лечении пациента. Когда идет речь о лечении особо сложных больных, решение может приниматься коллегиально, совместно. Анестезиолог подходит к пациенту первым. Основной этап начинается, когда с пациентом работает врач-хирург. И завершение работы, наше совместное успешное действие – когда пациент открывает глаза. Из этого состоит наша каждодневная работа».
Интересно, почему анестезиолог всегда стоит в изголовье? Оказывается, это сложилось исторически, когда первые анестезиологи держали кислородные маски у головы больного. Сейчас это делает аппаратура. Но и сейчас они ближе к дыхательным путям, к сердцу. Хотя, как шутят специалисты, лучше всего, когда во время операции анестезиолог спокойно сидит в стороне на стульчике. Хуже, когда он встает и торопится к больному.
В Городской больнице Святого Георгия трудятся десятки хирургов самых разных специализаций. Есть и семьи. Например, Кирилл и Мария Ли учились на одном факультете, оба стали хирургами и работают в одном стационаре.
«Мне в жизни повезло, жена тоже хирург, поэтому есть понимание трудностей профессии, это во многом помогает. Дома обсуждаем интересные случаи, советуемся. Это очень важно – получить обратную связь», – говорит Кирилл Ли.
Мы провели в операционной не больше часа, а у хирургов операции идут одна за одной. Главный врач, готовясь к своей следующей операции, просит поздравить всех коллег с профессиональным праздником, но особенно отмечает:
«Я хочу поздравить тех военных хирургов, которые сейчас находятся в зоне СВО. Это настоящие герои, патриоты и великие профессионалы».