Деян Савич: «Будет только одна репетиция – генеральная»
– Деян, вы являетесь главным дирижером сербского Национального театра оперы и балета с 1993 года. Расскажите, пожалуйста, про сам театр и вашу работу в нем.
– Национальному театру оперы и балета уже 155 лет. Построен он в стиле барокко. В прошлом Белград подвергался частым бомбардировкам, но каким-то чудом здание сохранилось. А в 1980-х годах появилась пристройка. Что касается организации театра, то в Сербии она другая, не такая, как здесь. В театре две сцены. В Большом зале проходят опера, балет и драма. Помещение рассчитано на 850 мест. В Малом можно увидеть только драматические постановки. Зал вмещает 400 человек. Репертуар театра расписан на месяц.
Если говорить про структуру, то существуют пять отделов: драма, балет, опера, техника и администрация. У каждого из этих направлений есть свой директор. Также работают пять дирижеров, балетмейстер, его помощник и драматурги.
– В чем вы видите особенности дирижерской профессии?
– Для любого маэстро верх карьеры – это стать главным дирижером театра. Музыкант на данной должности ведет за собой весь коллектив. А на сцене могут быть более 250 человек. Это и хор, и оркестр, и артисты балета. От маэстро зависит настроение на сцене. Главная задача – передать публике определенную эмоцию.
Я уже более 20 лет являюсь дирижером и генеральным директором оперы в театре. Мне приходится думать не только об искусстве, но и о технической и административной частях. Также я основал оперную студию, которая помогает выпускникам музыкальных училищ получать профессиональный опыт. Дети участвуют в настоящих постановках. Студия становится переходным пунктом от обучения к работе.
– Расскажите про свою деятельность в качестве советника президента Сербии по культуре. Что входит в ваши обязанности?
– Россия – большая страна, здесь обширная культура. У вас советник президента в сфере искусства – праправнук Толстого. Я знаком с ним лично. Сербия же – маленькое государство. У нас вопросам, касающимся концертов, выставок, форумов, не уделяется достаточно внимания. Мне приходится убеждать вышестоящее руководство в том, что это неотъемлемая часть жизни, необходимая для нашей страны. Сейчас мы стараемся получить еще одно театральное здание для отдельных постановок оперы и балета в Белграде. Конечно, потихоньку и мы начинаем развивать искусство в нашей стране.
– В театре «Санкть-Петербургь Опера» 25 ноября пройдет спектакль «Сельская честь». Почему вы дирижируете именно этим произведением?
– Руководство театра предложило мне продирижировать именно этой оперой. Произведение «Сельская честь» очень интересное. Постановка рассказывает о страсти, ревности, мести и раскаянии. В театре «Санктъ-Петербургъ Опера» в репертуаре много известных произведений. Но есть и такие оперы, которые не очень популярны в Сербии: например, «Эсмеральда» (16+) Даргомыжского, «Евгений Онегин» (12+) Чайковского.
Мне было не важно, в какой постановке участвовать, потому что все произведения достойные. Также мне как гостю приятно видеть, что театр ставит много редких произведений. Сербский народ любит русскую культуру.
– Как вам удается сплотиться с оркестром, прочувствовать его?
– Коллектив, с которым я выступаю, уже несколько раз приезжал в Белград. У российских артистов самый высокий музыкальный уровень в мире. Я пять-шесть лет назад приезжал в Петербург, проводил здесь мастер-класс. Смог познакомиться с местными исполнителями. Остался под большим впечатлением. Российские артисты хорошо знают свою работу, поэтому проблем никаких не возникает. Все исполняется музыкально точно. Перед спектаклем «Сельская честь» с моим участием будет только одна репетиция – генеральная.
– Коллектив театра «Санктъ-Петербургъ Опера» многократно приезжал в Сербию. С какими произведениями?
– С различными постановками. Многие замечательные спектакли ставил Юрий Александров. Со сцены звучали как русские произведения, так и иностранные. В репертуаре были «Эсмеральда», «Поругание Лукреции» Бриттена, «Похищение из сераля» (12+) Моцарта, «Электра» (16+) Штрауса.
Вспоминаю времена, когда в Белград приезжал выдающийся российский музыкант Юрий Темирканов. В советское время он выступал в городе Ниш. Тогда его объявляли как молодого российского дирижера. Он оставил неизгладимое впечатление.