Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

«В России дагестанец, за границей русский»: в Петербурге открылась выставка к 100-летию Расула Гамзатова

В работах художников отражены преданность дому, любовь к матери, размышления о жизни и культуре
Фото: Юлия Николаева/ «Петербургский дневник»

В Смольном открылась выставка к 100-летию со дня рождения народного поэта Дагестана, советского и российского общественного деятеля, журналиста Расула Гамзатова. Ставшая завершением серии юбилейных мероприятий экспозиция знакомит не с фактами биографии Гамзатова, а с особенностями его родного края. Поэт оставил огромное наследие, которое оказало серьезное влияние на русскую культуру и историю. Не случайно сам Расул Гамзатович говорил о себе: «В Дагестане я аварец, в России я дагестанец, а за границей я русский».

«Для нас очень важно, что Петербург празднует вместе с Дагестаном такое важное событие, как столетие великого поэта Расула Гамзатова. Он является одним из ярчайших представителей нашего отечества, который всегда считал себя аварцем, дагестанцем и русским человеком, – сообщил на открытии выставки заместитель председателя Комитета по внешним связям Петербурга Евгений Кассюра. – Все творчество Гамзатова пронизано верностью и любовью к родине, патриотизмом, а его слова и заслуги имеют большое значение для укрепления межнациональных отношений».

В организации выставки приняли участие Комитет по внешним связям, Представительство Республики Дагестан в Петербурге и общественное объединение дагестанских художников «Открытая ладонь». Церемонию открытия посетили также председатель Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Петербурге Олег Капитанов, представители Дома национальностей, сотрудники арт-холдинга «Рахманинов», дагестанские художники.

Глава Представительства Дагестана в Петербурге Гасан Гасанов в своем выступлении выразил благодарность городскому правительству за постоянную поддержку в проведении культурных мероприятий. Он отметил, что для каждого творческого человека честь представлять свои произведения в Смольном. «Мы хотим активно участвовать в жизни нашего города, служить городу, демонстрировать наше искусство и возможности», – подчеркнул он.

Фото: Юлия Николаева/ «Петербургский дневник»

Сложно встретить в России человека, не знакомого с творчеством Расула Гамзатова. Песня на его стихи «Журавли» стала одной из самых любимых русских песен о войне. Образ погибших солдат, чьи души, как стая журавлей, уходят в небо, родился во время поездки в Японию. Там вместе с советской делегацией он возлагал цветы к памятнику маленькой девочке – одной из жертв ядерного взрыва в Хиросиме. Но эти пронзительные стихи мы никогда не услышали бы без его друга и однокурсника по Литературному институту Наума Гребнева. Дело в том, что Расул Гамзатович писал на своем родном аварском языке. А на русский переводили такие известные поэты и переводчики, как Яков Козловский, Илья Сельвинский, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский. Гамзатов глубоко уважал труд коллег и справедливо признавал их вклад в собственное признание. И замечал шутливо: если его стихи перевести обратно на аварский, то это будут уже совсем другие произведения.

В экспозиции представлено 30 картин кисти дагестанских художников – участников объединения «Открытая ладонь». Сейчас в него входят десятки авторов, проживающих как в Петербурге, так и в Дагестане. На выставке можно увидеть пейзажи, натюрморты, портреты, графику, жанровые сцены.

На картине «После дождя» Исмаил Исмаилов изобразил старенький дом в горах, покрытый туманом: «Сейчас молодые уже не живут высоко в горах, поэтому, скорее всего, это дом его родителей», – рассуждает заслуженный деятель искусств Дагестана, руководитель «Открытой ладони» Арсен Кардашев. На выставке присутствуют как реалистичные изображения высокогорных сел Дагестана, так и образные – схематичные, но всегда яркие и завораживающие.

Художник, сотрудница Этнографического музея Сакинат Исмаилова после экспедиции в один из районов Дагестана решила воспроизвести увиденное в красках. На холсте – портрет девушки и необычные пестрые сапоги, которые кажутся продолжением ее тела, создавая своеобразную оптическую иллюзию. «Натюрморт» Фархада Бекова с яблоками и гранатами написан живо, ярко и потрясающе реалистично. «Надеюсь, после увиденного каждый захочет посетить наш Дагестан», – улыбается Кардашев.

Отдельного упоминания заслуживает талантливый художник Рассо Магометов. Его работа «Журавли» отсылает к самому знаменитому стихотворению поэта. Певец добра и человечности запечатлен на фоне родных гор, журавлей и белых цветов.

Фото: Юлия Николаева/ «Петербургский дневник»

Авторы экспозиции рассказывают о своем доме живо и красочно, рисуют горные речки и размышляют о судьбах стариков. Но их всех объединяет одна особенность – национальный колорит, искренняя любовь к малой родине. Таким же человеком был Расул Гамзатов: родные места были для него неиссякаемым источником вдохновения и основой самоидентификации.

Расул Гамзатович объездил весь мир, но ни один уголок земли не стал ближе родных мест: «Пусть простят меня пагоды Индии, пирамиды Египта, базилики Италии, пусть простят меня автострады Америки, бульвары Парижа, парки Англии, горы Швейцарии, пусть простят меня женщины Польши, Японии, Рима – я любовался вами, но сердце мое билось спокойно... Отчего же сейчас, когда я снова увидел эти семьдесят саклей, приютившихся у подножия скал, сердце мое раскачалось в груди так, что больно ребрам?

Неужели маленький дагестанский аул прекраснее Венеции, Каира или Калькутты? Неужели аварка, бредущая по тропинке с вязанкой дров, прекраснее высокорослой белокурой скандинавки? Душ в парижской гостинице «Королевский дворец» – жалкая пластмассовая игрушка по сравнению с моими прохладными водопадами.

Между теплыми камнями нагревается за день вода, втекающая сюда боковой струйкой из горной речки. Голубоватая ванна в лондонской гостинице «Метрополь» – жалкая тарелка по сравнению с моими горными ваннами».

Выставка дагестанских художников, приуроченная к 100-летию народного поэта Республики Дагестан Расула Гамзатова, будет работать до 29 ноября 2023 года.

Фото: Юлия Николаева/ «Петербургский дневник»