Яндекс.Метрика
  • Елена Норицина

В Русском музее готовятся к открытию новой выставки «Василий Суриков»

К 175-летию со дня его рождения музей собрал из разных коллекций более 120 картин живописца
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Посетители Русского музея 1 декабря могут увидеть масштабную выставку, посвящённую творчеству одного из величайших творцов – Василия Сурикова. Его картины будут представлены в четырех тематических залах.

В первом пространстве представлена в том числе картина «Посещение царевной женского монастыря». Полотно является последним значительным произведением художника. На создание картины Василия Сурикова вдохновила книга Ивана Забелина «Домашний быт русских цариц». Второй зал посвящён известным религиозным произведениям: «Пир Валтасара», «Исцеление слепорождённого», «Милосердный самарянин» и «Благовещение». Еще одно пространство раскрывает тему Сибири как края героев: «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». В четвертом пространстве представлены картины художника, которые обрели наибольшую популярность: «Переход Суворова через Альпы», «Взятие снежного городка».

«Творчество Василия Сурикова можно разделить на три этапа: драматический, романтический, героический. Художник любил красоту во всем. Выставка ответит на главный вопрос – за что Сурикова так ценили его современники. Работы творца подчиняются колориту. На первый план вышла сама живопись, широкий мазок», – отметил заведующий отделом живописи второй половины XIX – XXI вв. Павел Климов.

На экспозиции будут представлены работы Сурикова из коллекции Третьяковской галереи, региональных музеев и частных собраний России.
«В первую очередь на выставку отбирали самые знаковые произведения. Размещаются полотна так, чтобы бы их можно было рассматривать вне толпы. Так сказать, погрузиться в мир произведений. Есть неброские картины, например, всеобщим шедевром считается маленький портрет Сурикова – портрет человека с больной рукой. Это не манифест, это не «Степан Разин», но благодаря этому раскрываются те особенности и манеры художника, которые делают живописца великим», – подчеркнул исполняющий обязанности заместителя генерального директора Государственного Русского музея по научной работе Григорий Голдовский.

Впервые за долгое время публика сможет увидеть выдающуюся картину «Степан Разин». Полотно реставрировали 1,5 месяца. Размеры картины колоссальные – 3 метра в высоту, 6 в ширину. Этюды для полотна Суриков писал в Сибири, на родине. Работу начал в 1904 году, закончил через два года. Потом художник ещё несколько раз переписывал образ атамана, тем самым наносил эскизы друг на друга.

«Реставрация картины «Степан Разин» была более комплексная. Мы проводили укрепление по всей поверхности. Также подвели реставрационные кромки. Для холста мы сделали специальный планшетный подрамник. Теперь картина как бы все время находится на плоскости. Осталась заключительная часть – корректировка тонировок», – рассказал заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Марат Дашкин.

Последний раз полотно обновляли 60 лет назад. Реставратор Марат Дашкин отметил, что с того времени методы восстановительных работ сильно изменились.

«Поменялась работа с тыльной стороной картины. Например, усиление авторских кромок идёт уже по современным технологиям. По старому принципу кромки усиливались осетровым клеем, но он плохо справлялся с многослойностью, к тому же пересыхал и становился жёлтым. Сейчас же мы дублируем, то есть приклеиваем новую ткань», – поделился заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Марат Дашкин.
Последняя монографическая экспозиция Василия Сурикова, сравнимая по объему, состоялась почти девяносто лет назад.

«Выставка станет значительным событием в культурной жизни не только нашего города, но и России. В этом году экспозиция путешествовала по Сибири, где имела огромный успех. Итоговым моментом турне художника станет выставка в Русском музее», – подытожила заместитель генерального директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина.