Каждый четвертый россиянин считает чрезмерный онлайн-шопинг своей пагубной привычкой
ВТБ провел исследование о формировании новых, в том числе финансовых, привычек у россиян. Более половины респондентов рассказали, что хотели бы избавиться от привычки слишком много тратить, а четверть признались, что чрезмерно занимаются онлайн-шопингом.
Исследование показало, что женщины более восприимчивы к новым привычкам, чем мужчины. Сложнее всего россияне привыкают к изменениям в профессиональной и личной сферах (42 и 39% опрошенных соответственно). Кроме того, мужчинам труднее адаптироваться к новому рабочему месту, коллективу и компании, а женщинам – к переменам в общении с друзьями и любимыми.
Около 80% опрошенных не признают, что им сложно пересматривать свое финансовое поведение, а 6% респондентов не хотят обрести новые привычки в этой сфере. При этом абсолютное большинство уверено в необходимости улучшения финансовой грамотности и считает, что банки должны помогать своим клиентам в этом.
Подавляющее большинство россиян указали, что хотят научиться копить, а каждый второй мечтает начать инвестировать. 57% респондентов признались, что невозможно накопить, продолжая тратить, и что они хотели бы избавиться от этой привычки.
Слишком частым онлайн-шопингом грешат 24% россиян – чаще женщины (30%), чем мужчины (17%). Реже всего на эту пагубную привычку жалуются респонденты в возрасте от 46 до 60 лет (20%), а чаще всего – в возрасте до 35 лет (почти 30%). На чрезмерную бережливость же жалуется только каждый пятый опрошенный.
При формировании привычек половина тех, кто старается их вырабатывать, пользуется теми или иными инструментами. Популярнее всего приложения-трекеры: их установили 30% респондентов. 21% продолжает пользоваться бумажными тетрадями или дневниками, а из менее популярных инструментов россияне отметили чек-листы и даже резиночку на руке.
С финансовыми привычками россиянам работать сложнее: чтобы выработать их, для 92% опрошенных нужно повысить уровень финансовой грамотности. 85% участников исследования считают, что важную роль в формировании полезных финансовых привычек играют банковские приложения и сервисы, поэтому различные блокировки и смена форматов работы приложений существенно отразились на пользовательском опыте клиентов.
«Привычки помогают нам справляться с рутинными делами, не задумываясь о самом процессе. Неудивительно, что смена привычек ставит многих в тупик. Исследование хорошо показывает определенные тренды в финансовой сфере: у респондентов есть большой интерес к инвестированию, к накоплению, присутствует обеспокоенность по поводу того, какую нагрузку на персональный бюджет оказывает онлайн-шопинг; многие понимают необходимость внедрения новых повседневных ритуалов и ищут удобные технические возможности для этого. Одной из таких возможностей становится онлайн-банкинг – существенное улучшение веб-версии ВТБ Онлайн позволяет проводить ежедневные операции так же просто, как и в мобильном приложении, и сосредоточиться на формировании полезных финансовых привычек и освоении финансовых инструментов», – отметил старший вице-президент, руководитель департамента цифрового бизнеса ВТБ Никита Чугунов.