Яндекс.Метрика
  • Андрей Романовский

Андрей Романовский: «Молодежь привлекает работа за станком»

Эксперт в компетенции «Фрезерные работы» – о финале чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы», который пройдет в Петербурге
Фото: личный архив Андрея Романовского

Несмотря на то что фрезерный станок почти не изменил внешний вид за последние полвека, разве что задание он теперь получает не на перфокарте, а непосредственно с операционной системы самого станка, работа на нем привлекает молодежь. Я вижу, как горят глаза у студентов, и знаю, куда распределяются выпускники программы «Профессионалитет». 90 процентов из них распределяются на заводы, где проходила практика, 10 процентов идут учиться дальше.

Работать молодые люди устраиваются на «Силовые машины», на завод «Звезда» и металлический завод имени Карла Либкнехта. Разумеется, победители чемпионата могут рассчитывать на самые лучшие места. Но таковы уж условия конкурса, что безошибочно выточить конкурсную деталь не может никто.

Дело в том, что обычный фрезерный станок работает по трем осям: Х, Y, Z. Сложную конструкцию за один раз выточить невозможно, если только не переставлять заготовку, да и то вряд ли получится. А есть станки с пятью осями, где можно добавлять вращательные движения. Понятно, что они намного дороже, да и конструкции там не такие жесткие… Но детали получаются очень сложные. Так вот, задача, которую получает ученик на конкурсе, – это не только выточить деталь на пятиосевом станке, но самому написать для нее программу, подготовить инструмент, установив необходимую оснастку, определить нулевые точки, с которых требуется начинать работу. И на все это дается только 4 часа.

В итоге изделие должно точно соответствовать чертежу. На деле, как мне вспоминается, никто ни разу не может выполнить задание с абсолютной точностью – то есть на заводе их детали все равно сочли бы бракованными. Но дело в том, что в реальной жизни таких сложных механизмов просто не бывает. Ни одна турбинная лопатка, ни один пропеллер или импеллер – а именно эти детали в основном и точатся на таких сложных станках – не имеет такую головоломную конструкцию как те, что получают ученики на конкурсе. Да, это все сложно и почти невозможно, но зато помогает нам выявлять лучших рабочих. Которые потом изготавливают агрегатные части гидроэлектростанций или двигатели самолетов.

Закрыть