Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

«Здание на Большой Морской осталось за нами»: начала работу региональная художественная выставка «Санкт-Петербург»

Председатель правления Санкт-Петербургского союза художников Андрей Базанов рассказал об экспозиции и о том, какие задачи сегодня стоят перед общественной организацией
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

– Андрей Николаевич, вы возглавляете Санкт-Петербургский союз художников с 2018 года. Какую работу удалось провести за эти пять лет?

– Я вступил в должность, когда проблемы в организации максимально обострились. Они были связаны с финансовыми, имущественными и кадровыми вопросами. Более того, тогда возник вопрос о ликвидации союза. Поэтому мне пришлось забыть, что я в первую очередь художник, живописец, и заняться административной работой.

Соглашаясь на эту должность, я не знал, с чем в итоге столкнусь. Осознание пришло только с течением времени, когда началась активная работа по решению всех вопросов.

– Здание на Большой Морской улице удалось сохранить за Союзом?

– Мы продлили с администрацией города договор аренды на 49 лет. При этом Союз несет очень серьезные охранные обязательства: здание является объектом культурного наследия федерального значения, и мы обязаны следить за его состоянием.

Члены Союза, конечно же, вздохнули свободно: здание осталось за нами, а значит, есть место для работы, для выполнения нашей основной задачи – популяризации современного российского искусства как в России, так и за рубежом.

– Какие еще объекты недвижимости есть у Союза?

– Существует миф, что петербургский Союз художников – это богатейшая организация. Возможно, так и было в советское время, когда помещения, в которых работали художники, формально числились за региональными союзами. Городские администрации занимались их строительством и обустройством, а затем передавали по назначению в союзы.

Но пришли 90-е. Состоялся съезд Союза художников России, на котором среди прочих решался вопрос о принадлежности помещений. В итоге бόльшая часть мастерских перешла под контроль городских администраций и лишь малая часть осталась за союзами. Так случилось и в Петербурге.

При этом возникали трудности либо с документами, либо с техническим состоянием помещений той небольшой части, которая принадлежала Союзу. На сегодняшний день у нашей общественной организации во владении всего несколько объектов.

– Сколько у организации насчитывается творческих мастерских? Хватает ли их для художников, которые состоят в организации?

– Конечно же, всем всего никогда не хватит. Мы не исключение из правил. В любом случае тем, кто состоит в нашем Союзе, мы всегда стараемся помочь, в том числе посодействовать и в поиске помещений. Тогда же, в 1990-е годы, Совет народных депутатов Петербурга утвердил положение о Фонде творческих мастерских, в соответствии с которым художники через нашу организацию по выгодной плате могут арендовать мастерские.

– Петербургский Союз художников по-прежнему не входит в состав Союза художников России (СХР)?

– Мы очень плотно взаимодействуем с СХР. Петербургские мастера регулярно участвуют в художественных выставках российского союза.

Например, выставка «Санкт-Петербург» – часть проекта СХР. В нем участвуют все региональные союзы. Лучшие работы мастеров, отобранные по всей стране, будут показаны на выставке «Россия», которая состоится в Москве в 2024 году. Можно сказать, что мы состоим в российском союзе в качестве ассоциированного члена.

– Расскажите о выставочной деятельности. Какие ключевые выставки проходят сегодня в стенах Союза и за его пределами?

– С 16 ноября по 3 декабря у нас на Большой Морской, 38, работает выставка «Санкт-Петербург», о которой я упоминал. Для нас это очень важное событие, так как подобные форумы проходят раз в пять лет, а в этом году впервые все секции нашего Союза формируют одну сугубо петербургскую экспозицию. На предыдущих подобных экспозициях работы наших мастеров выставлялись совместно с художниками всего Северо-Запада.

Если говорить о выставках за пределами Петербурга, то в этом году, например, мы принимали участие в проекте «Живописная Россия» (12+), который стартовал в Москве на Пречистенке, а потом проходил в Курске и Твери.

Сейчас готовится еще одна выставка в Москве у Зураба Церетели «Ленинград – Петербург. Живопись. Диалог эпох». Нас приглашают и в разные значимые культурные программы, которые организуются на новых территориях. А три года назад мы принимали членов Союза художников Донецка и Луганска в наших стенах. Мы всегда открыты к сотрудничеству и обмену опытом.

– Какие планы на ближайшее время?

– У нас очень тесные отношения с Китаем. В 50-х годах XX века очень много художников из КНР окончили Санкт-Петербургскую академию художеств имени Ильи Репина. Сегодня они, уже умудренные опытом, составляют костяк профессуры художественных вузов Китая. Воспитанные в традициях русской классической школы, они предложили нам сотрудничать.

В Шэньчжэньском университете основан новый учебный кластер, в который входят Московский государственный университет и Пекинский политехнический университет. В нем есть и факультет искусств. Я буквально на днях вернулся из Китая, где мы с коллегами договорились о подписании соглашения о сотрудничестве. Для этого в конце ноября делегация из Шэньчжэня прибудет в Петербург.

Основные направления обучения на факультете Шэньчжэньского университета – это реставрация и цифровые технологии. Однако для воспитания настоящего художника первые два курса студентам необходимо изучать академическое искусство, и художники нашего Союза могут помочь им разобраться с этим направлением.

– Сейчас в организации есть граждане Китая?

– Да, конечно. Но, к сожалению, по законодательству мы не можем предоставлять иностранным гражданам мастерские. Поэтому, чтобы мы могли помочь им, они получают статус почетных членов.

Если же человек получает гражданство Российской Федерации, то проблем с поиском и выбором мастерских практически не бывает.

– Какие есть возможности у членов Союза сегодня?

– К сожалению, мы не можем гарантировать трудоустройство, но готовы предоставить выставочные площади для художников и помочь с мастерскими. Активно в работу Союза включается молодежь, для которой очень важно иметь возможность показывать свои работы широкой публике.

– Сотрудничает ли организация с Южной Америкой и Африкой?

– Да, конечно. У нас активно выставляются художники из Бразилии и Африки. Иностранный отдел Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина с радостью делится с Союзом художников своими кадрами.

Наши художники активно участвуют в пленэрных программах, которые часто проходят в Ленинградской области. Вместе с ними выезды посещают коллеги из той же Бразилии и стран Африки. Они прекрасно воспринимают Россию и русскую школу живописи.

– При таком объеме работы лично у вас остается время писать картины?

– Да, стараюсь находить время для творчества. Сейчас мои работы посвящены детству, юности, в частности судьбе моего отца. Он был пилотом.  Последний его портрет я написал с натуры.

Не так давно закончил работать над картиной, где изображен отец рядом с самолетом Як-25 – это реальные воспоминания моего «аэродромного детства».

Мой принцип: избегая конфликтов, находить компромисс. Поэтому в первую очередь я начал собирать команду единомышленников – художников и юристов, с которыми мы усовершенствовали устав организации и проработали вопросы, связанные с законодательством.

Андрей Базанов родился в 1959 году в Саратове. Окончил живописно-педагогический факультет Саратовского художественного училища. Затем – Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (мастерская монументальной живописи). Андрей Базанов является заслуженным художником России.

4000 художников, по данным петербургского отделения Союза, сейчас живут и работают в городе. 1700 мастерских арендует Санкт-Петербургский союз художников у администрации города. 1000 работ, созданных за последние пять лет, были отобраны для участия в выставке «Санкт-Петербург».