Светлана Москаленко: «Опера – такая работа, на которой я отдыхаю»
– Светлана, в одном из интервью вы рассказывали, что совершенно не любили музыкальную школу… Это правда?
– Да! Ничего не придумывала. Действительно, заниматься музыкой, играть на фортепиано я не любила, как, собственно, и моя дочь сейчас (смеется). Но потом появилась репетитор, которая пробудила во мне интерес к музыке. Она нашла ко мне подход. И с тех пор я начала заниматься с удовольствием. Ее зовут Ирина Николаевна Жилинская. Мы до сих пор с ней общаемся. Это тот человек, благодаря которому я люблю музыку.
– Как вашему преподавателю удалось найти подход к вам?
– Во-первых, мне не нравилось играть классические произведения, было скучно. Тогда Ирина Николаевна начала давать мне более современные произведения, попроще. И это меня втянуло в мир музыки. Она нашла ту ниточку, за которую можно было ухватиться. Видимо, музыка во мне была, но просто надо было ее из меня вытащить.
– В том возрасте вы уже понимали, кем хотите стать? Думали о сцене?
– Выступать на сцене мне всегда хотелось. Пела я с шести лет, можно сказать, что я пела всегда.
В шесть лет занималась с педагогом в Пятигорском театре оперетты (я из Георгиевска, и это был ближайший к нам театр). Участвовала в детских конкурсах… Ближе к подростковому возрасту, в школе, поняла, что хочу поступить в музыкальное училище. И поступила. Представляете, на два музыкальных отделения – и на фортепиано, и на вокал. Конкурс был большой, пианистов у нас на Северном Кавказе много.
– Как случился ваш переезд в Петербург?
– Я не сразу поехала в Петербург. Сначала были Минеральные Воды, училась там.
Мое знакомство с Петербургом произошло еще до поступления в консерваторию. Я приехала на прослушивание, это было в октябре, как сейчас помню. Мерзкая пора! Но после того как я подошла к Консерватории и увидела это здание, поняла, что хочу учиться только здесь. Так и вышло.
– То есть другие города не рассматривали?
– Вы знаете, моя подруга-одноклассница тут училась в медицинской академии имени Мечникова. Она мне постоянно говорила: «Света, приезжай, тут такой классный город!» Конечно, во время тех разговоров я не думала о переезде. После училища хотела в Москву. Все люди из провинции едут в Москву… Я и поехала в столицу поступать. Пробовала себя в разных музыкальных вузах – и в Гнесинке, и в ГИТИСе… Но у меня была цель – консерватория! Туда не попала, а в другие заведения я уже не так сильно хотела.
В итоге вернулась в Минводы, занималась с педагогом Розой Альтафовной Иксановой. И тогда та же моя одноклассница сказала: «У нас в Петербурге тоже есть консерватория, приезжай, попробуй себя здесь». А мой педагог дала такую рекомендацию: если в Петербург, то только к профессору Тамаре Дмитриевне Новиченко. Я поехала, мне очень хотелось учиться именно у нее.
– Вы до сих пор общаетесь с той подругой?
– Мы поддерживаем связь. Но так получилось, что она вернулась на родину, в Ставрополь, а я осталась тут. Жизнь нас снова развела. Но подруга дала мне этот импульс, хотя я вообще не думала о Петербурге. Всегда есть какие-то знаки, люди, которые тебя направляют по жизни, я верю, что все не просто так.
– А в Михайловский театр вы как попали?
– Там работала певица Надежда Кучер, которая тоже училась у Тамары Дмитриевны Новиченко. Шла постановка оперы «Севильский цирюльник» Россини, искали певицу на партию Розины. Надежда Кучер посоветовала мне сходить на прослушивание, и я его с успехом прошла. К сожалению, спектакль не состоялся, но в театре меня заметили.
– К сегодняшнему дню у вас много наград. Уже совсем скоро в Петербурге пройдет церемония награждения оперной премией «Онегин», где вы один из номинантов. Что для вас значат такие награды?
– Это очень приятно! Когда номинируют, это значит, что тебя заметили, значит, ты идешь правильной дорогой. Значит, ты не просто так выполняешь свою работу.
– А опера – это для вас работа?
– Это такая работа, на которой я отдыхаю и получаю удовольствие. Всегда. А сцена – это мое самое любимое место.
– О чем вообще могут мечтать успешные оперные дивы?
– О том же, о чем и все женщины. У меня все банально. О покое в доме, чтобы все было хорошо и все были здоровы.
А как оперная дива я мечтаю о спектаклях и новых партиях, о работе с талантливыми режиссерами, дирижерами и певцами, о развитии творческого процесса.
– Что бы вы порекомендовали молодому поколению оперных певцов?
– Работать! Хоть это и выглядит легко – открыл рот и поешь. Но нет. Это труд. Поиски себя. Нужно много над этим работать, чтобы быть уверенным в себе на сцене. Нужно добиваться, искать тот самый волшебный звук.