Яндекс.Метрика
  • Игорь Свиридов

Политолог Станислав Ткаченко: «Разрывая торговые связи с РФ, финны совершают большую ошибку»

Ранее власти Финляндии сообщили, что с 18 ноября по 24 февраля 2024 года закроют четыре пункта пропуска на границе с РФ, и все грузовые и пассажирские перевозки через них будут прекращены
Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

Перевозка грузов автотранспортом между Финляндией и РФ практически полностью прекратится из-за закрытия основных КПП с 18 ноября, сообщил глава отдела статистики таможни Финляндии Олли-Пекка Пенттиля. Финский чиновник призвал перенаправлять грузы, следующие автотранспортным транзитом через Россию, на другие направления. При этом, по его словам, через российско-финскую границу продолжат ходить грузовые поезда через железнодорожный пункт пропуска «Вайниккала». Ранее власти Финляндии сообщили, что с 18 ноября по 24 февраля 2024 года закроют четыре пункта пропуска на границе с РФ, и все грузовые и пассажирские перевозки через них будут прекращены.

Политолог профессор СПбГУ, руководитель программы «Дипломатия» Станислав Ткаченко в разговоре с «Петербургским дневником» заявил, что тем самым финны вряд ли смогут нанести ощутимый ущерб нашей экономике.

«Ранее грузовое сообщение между двумя странами закрывалось только в период пандемии, других исключений практически не было. Что касается грузового железнодорожного сообщения с финнами, то его и сейчас практически нет, оно почти остановлено с 2022 года. Я сам живу рядом с железной дорогой на Карельском перешейке, и грузовых поездов там я уже почти полтора года не видел. Не говоря уже о пассажирских поездах «Аллегро», которые финны просто сдали в утиль», – сообщил он.

В целом, продолжает он, финны делают такие шаги из каких-то мелочных политических соображений.

«Они обвиняют нас в том, что Россия помогает пересекать границу ЕС каким-то мифическим беженцам, а сами при этом прерывают еще и грузовые автоперевозки. Что касается взаимной торговли, то я бы разделил позиции соседних государств, которые решили сворачивать торговлю с нами, в первую очередь это Финляндия и Эстония. Но есть и страны, которые по-прежнему в ней остро заинтересованы, – это Литва и Польша. По сути, нас это ставит в положение «разделяй и властвуй», ведь внутри Евросоюза вряд ли будет единая позиция по этому поводу. Каждая страна, заинтересованная в сохранении российского грузового транзита, наверняка будет по-своему выходить из ситуации», – говорит Ткаченко.
Что касается Финляндии, то в ее внешней политике на данный момент победил абсолютно антироссийский тренд, поэтому теперь финны рубят абсолютно все связи с нашей страной, говорит профессор.

«Думаю, что следующим шагом со стороны Хельсинки будет отзыв всего персонала посольства Финляндии в Москве, а возможно, и полный разрыв дипломатических отношений. Сейчас экономическое взаимодействие между нашими странами практически заморожено. Финны считают, что объем их торговли с Россией относительно невелик, поэтому они вполне могут им пожертвовать ради каких-то политических целей. Мне кажется, тем самым они совершают большую ошибку», – считает Ткаченко.

Профессор считает, что ущерб российской экономике от этого шага, безусловно, будет, но гораздо меньший, чем мог бы быть ранее.
«Напомню, что с 1999-го Россия целенаправленно переориентировала свои торговые потоки на морские перевозки через специально созданные порты Приморск, Высоцк и Усть-Луга. Тогда финны на нас страшно обижались, поскольку их экономика теряла сотни миллионов евро ежегодно, которые они привыкли в 1990-х получать за грузовой транзит из РФ через свои порты. Но мы не только урвали у них таким образом огромный кусок прибылей. Но и, как можно убедиться сегодня, заранее подстраховались на будущее от недружественных шагов со стороны Хельсинки. По сути, разрывая экономические связи, финны довершают тот процесс, который 20 лет назад начала Россия», – указал он.

По мнению Ткаченко, российские власти поступили очень мудро, заранее обеспечив себе возможность вывоза стратегических товаров со своей территории по морю. Сегодня значение этих шагов стало окончательно ясным, и Финляндия, перекрывая грузовые потоки из РФ, вряд ли сможет нанести нам слишком большой ущерб.

Напомним, правительство Финляндии решило закрыть КПП «Ваалимаа», Нуйямаа», «Иматра» и «Ниирала» на границе с Россией с 18 ноября нынешнего года до 18 февраля 2024-го. Это решение в Хельсинки объяснили ростом числа нелегальных мигрантов, прибывающих с территории РФ. Теперь беженцы смогут подать заявления на въезд в ЕС только на северных погранпунктах Вартиус, Салла, Куусамо и Рая-Йоосеппи. Ранее Финляндия в рамках европейских санкций ограничила въезд на свою территорию на автомобилях с российскими номерами. В ноябре погранслужба Финляндии также ограничила въезд в страну с территории РФ на велосипедах.

По данным финской статистической службы, Финляндия будет в среднем терять каждый месяц около 84 миллионов евро от экспорта товаров в РФ после того, как перевозки между странами будут прекращены. В 2023 году Финляндия в среднем экспортировала в Россию товары на сумму 83,98 миллиона евро. Наибольшую долю экспорта составляла фармацевтическая продукция, значительную часть составляли продукты питания и отходы пищевой промышленности. При этом финны импортировали из России товаров в среднем на 89,5 миллиона евро в месяц. Основные виды импорта включали минеральное топливо, неорганическую и органическую химическую продукцию. Таким образом, взаимные потери от прекращения товарооборота могут составить до 2 млрд евро в год.