Ответ на вызов времени: на Культурном форуме обсудили креативную индустрию
«Креативная индустрия как фактор развития учреждения в современном мире». Так назывался один из круглых столов, которые завершали работу второго дня Культурного форума. И это было очень символично, потому что сегодня ни одна сфера деятельности не может развиваться без новых идей и технологий.
«Это прекрасно, что проблематика Культурного форума включает в себя обсуждение стратегических перспектив и образа будущего», – выразила свое отношение к теме директор Центра креативной экономики при Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» Татьяна Абанкина.
«Чудо света»
Она отметила, что в последние несколько лет креативные индустрии стали приоритетом государственной политики. В 2021 году был создан Фонд креативной индустрии, одобрена концепция его развития, а спустя год принят план реализации документа. И хотя креативная экономика охватывает практически все виды деятельности, ее ключевым ядром остается творческий труд.
«И культура здесь выступает важнейшим амбассадором», – подчеркнула специалист.
О том, как креативные индустрии входят в культуру, рассказал режиссер городских праздников Валерий Ткаченко. Он продемонстрировал впечатляющие кинокадры фестиваля «Чудо света», который вошел в Книгу рекордов России. В 2023 году это световое шоу прошло в Петропавловской крепости и стало самым масштабным фестивалем подобного рода.
По словам Ткаченко, креативные индустрии внедряются даже в классические театры, подсказывая, к примеру, какие билеты и когда продаются лучше.
«Таким образом, это может помочь учреждению культуры в управленческой деятельности», – считает эксперт.
Проявить себя
Как готовить кадры для креативной индустрии, знают в Российском государственном институте сценических искусств (РГИСИ). Его ректор Наталья Пахомова напомнила, что корни этого явления лежат в народном творчестве, которое всегда можно было монетизировать. Однако как соединить традиции и современность, пришлось подумать. Сейчас школы креативной индустрии РГИСИ открыты в трех городах – Кемерове, Владивостоке и Калининграде.
«Это хорошая профориентация и возможность развивать свои творческие способности», – считает ректор.
И пусть даже эти молодые люди не станут студентами РГИСИ, главное, что они смогут проявить себя и свои творческие способности, подчеркнула она.
Нужен резонанс
О конкурсе «Арт-мастер» рассказал руководитель Национального открытого чемпионата творческих компетенций Борислав Володин. Он считает, что этот конкурс своего рода социальный лифт для молодежи, начало пути к вершинам мастерства.
«Если мы хотим стать частью креативной экономики, надо бежать со всех ног, чтобы хотя бы оставаться на месте», – процитировал слова Льюиса Кэрролла директор Поморской филармонии Василий Ларионов.
Он сообщил, что сейчас организация выступает еще и как продюсерский центр. Хотя 70 процентов контента по-прежнему занимает музыка.
Главный редактор газеты «Петербургский дневник», издатель газеты «Вечерний Санкт-Петербург» Кирилл Смирнов предложил взглянуть на креативную индустрию под углом общественного мнения. Ведь чтобы тот же фестиваль «Чудо света» получил резонанс, о нем нужно рассказать, показать по телевидению и в Интернете. В то же время и сами СМИ нуждаются в новых идеях.
«Мы понимаем, что одного только присутствия в медиапространстве двух наших изданий – «Петербургского дневника» и «Вечернего Санкт-Петербурга» – не достаточно. Надо генерировать и реализовывать собственные проекты», – уверен Кирилл Смирнов.
Одним из таких проектов стал благотворительный забег «Бегом с Дневником», который в этом году прошел во второй раз. Или – проект на Дворцовой площади «Новогодняя почта «Петербургского дневника», когда каждый желающий может абсолютно бесплатно отправить открытку в любую точку страны.
«Это не только продвижение наших изданий, но и популяризация города», – сказал главный редактор «Петербургского дневника».
Еще одно направление в работе издания – производство собственных документальных фильмов, которые, кстати, сейчас показывают в странах СНГ. А также демонстрация контента газеты на экранах, размещенных в городском электрическом транспорте.
«Только от каждого СМИ зависит, насколько оно готово придумывать новые формы и проекты, отвечать на вызовы времени», – резюмировал Кирилл Смирнов.