Яндекс.Метрика
  • Игорь Свиридов

Дмитрий Солонников: сверхзадача финнов – нанести ущерб российской экономике

Политолог, директор Института современного государственного развития считает, что России в новых условиях придется перенаправлять свои грузопотоки и менять транспортно-логистические маршруты
Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

Перевозка грузов автотранспортом между Финляндией и РФ практически полностью прекратится из-за закрытия основных КПП на границе с 18 ноября, сообщил глава отдела статистики таможни Финляндии Олли-Пекка Пенттиля. Финский чиновник Пенттиля призвал перевозчиков перенаправлять грузы, следующие автотранспортным транзитом через Россию, на другие направления. При этом, по его словам, через российско-финскую границу продолжат ходить грузовые поезда – через железнодорожный пункт пропуска Вайниккала.

Ранее власти Финляндии сообщили, что с 18 ноября по 18 февраля 2024 года закроют четыре пункта пропуска на границе с РФ и все грузовые и пассажирские перевозки через них будут прекращены. Политолог, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников в разговоре с «Петербургским дневником» сказал, что тем самым финны смогут нанести некий ущерб нашей экономике, но при этом и сами ощутимо пострадают.

«При помощи таких шагов коллективный Запад во главе с США пытается полностью изолировать Россию по всем возможным направлениям. Он использует для этого все инструменты, которые есть у него на руках. Финляндия прекращает грузооборот через границы с Россией и вместе с Эстонией, видимо, закрывает сухопутные границы. Дания, в свою очередь, намерена закрыть проливы в Балтийском море для прохода российских танкеров с нефтью», – перечислил он.

Задача лидеров Запада – организовать блокаду нашей страны везде, где у них есть такая возможность, указал эксперт.

«После закрытия границ с западными странами-соседями у России останутся свободные выходы на юг и на восток, там, где находятся границы с дружественными нам или нейтральными странами. А также морские перевозки из портов, которые не выходят на зоны возможной блокады наших кораблей. Сверхзадача всех этих мер – попытаться разрушить российскую экономику и принудить Россию к капитуляции на Украине на условиях США и ЕС. Запад поставил эту задачу в самом начале СВО и с тех пор ее не менял», – сообщил глава Института современного государственного развития.

По мнению Солонникова, полноценно противостоять этому тренду Россия пока не способна – нельзя же, в самом деле, взламывать финскую границу при помощи танков.

«Поэтому нам придется действовать в рамках тех правил международных отношений, которые установлены. А также желательно закрыть границу для товаров, поступающих со стороны Финляндии. Что касается проливов в Балтике, которые вроде как готовится заблокировать Дания, то тогда наши корабли будут вынуждены пересекать их под конвоем российских МВФ. А это само по себе резко повысит угрозу возникновения военного конфликта со странами НАТО. Если же мы не снабдим наши танкеры военными конвоями, то первые же наши корабли могут быть арестованы Данией. В итоге России придется отказаться от использования этих торговых путей», – отметил Солонников.

В любом случае России в новых условиях придется перенаправлять свои грузопотоки и менять транспортно-логистические маршруты, говорит аналитик.

«Думаю, это будет сделано в тех случаях, где это возможно. А там, где это пока невозможно, наши грузопотоки будут просто на время остановлены. В конце концов Мурманский торговый порт – не настолько мощный, как те порты, которые были нами построены в последние десятилетия на Балтике, под Петербургом. То есть выход на континентальную Европу для нас будет закрыт как минимум на полгода. Поэтому нам необходимо как можно быстрее менять логистику и предпринимать ответные меры, в чем мы далеко не всегда сильны», – говорит Солонников.

По его мнению, закрытие торговых сухопутных границ с Финляндией способно нанести определенный ущерб нашей экономике.

«Кроме того, в России могут вырасти цены на целый ряд необходимых нам товаров, ранее поставлявшихся к нам через финскую границу. По идее, нам нужно было бы уже полтора года готовиться к тому, что мы будем разрывать отношения с Европой, что с ней не будет практически никаких торговых связей. Думаю, в этом плане никакой новости для наших властей нет. Да, от этого разрыва пострадают и сами европейские страны: по данным финских СМИ, ВВП Финляндии в последний год снизился, а цены на энергоресурсы в этой стране выросли. Это наглядный результат ужесточения финнами санкционной политики против нашей страны. Но те же финны считают, что они это как-нибудь переживут, а вот экономические потери России будут более критичными», – заключил Дмитрий Солонников.

Напомним, правительство Финляндии решило закрыть КПП Ваалимаа, Нуйямаа, Иматра и Ниирала на границе с Россией с 18 ноября нынешнего года до 18 февраля 2024-го. Это решение в Хельсинки объяснили ростом числа нелегальных мигрантов, прибывающих с территории РФ. Теперь беженцы смогут подать заявления на въезд в ЕС только на северных погранпунктах Вартиус, Салла, Куусамо и Рая-Йоосеппи. Ранее Финляндия в рамках европейских санкций ограничила въезд на свою территорию на автомобилях с российскими номерами. В ноябре погранслужба Финляндии также ограничила въезд в страну с территории РФ на велосипедах.

По данным финской статистической службы, Финляндия будет в среднем терять каждый месяц около 84 миллионов евро от экспорта товаров в РФ – после того, как перевозки между странами будут прекращены. В 2023 году Финляндия в среднем экспортировала в Россию товары на сумму 83,98 миллиона евро. Наибольшую долю экспорта составляла фармацевтическая продукция, значительную часть составляли продукты питания и отходы пищевой промышленности. При этом сами финны импортировали из России товаров в среднем на 89,5 миллиона евро в месяц. Основные виды финского импорта включали минеральное топливо, неорганическую и органическую химическую продукцию. Таким образом, взаимные потери от прекращения товарооборота могут составить до 2 миллиардов евро в год.