Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Алла Манилова: «В Малаге не хотят, чтобы русское искусство уходило из Испании»

Директор Государственного Русского музея принимает участие в Культурном форуме, который сейчас проходит в Петербурге
Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник»

– Алла Юрьевна, на сессии «Музеи» вы сообщили о большом событии, которое касается Русского музея.

– Да, речь идет о соглашении, подписанном на площадке Форума объединенных культур между Министерством культуры и благотворительным фондом «Святой Екатерины» Екатеринбурга о передаче в дар Русскому музею коллекции великой княгини Ольги Александровны, дочери императора Александра III и младшей сестры императора Николая II.

Эта коллекция включает в себя 180 акварелей, написанных Ольгой Александровной в разные годы. А также коллекции из 44 мемориальных предметов, принадлежавших членам семьи Александра III.

– Помимо рассказа о коллекции, вы поразили всех удивительной историей про филиал Русского музея в Малаге. Раскройте подробности.

– История с Малагой – это прекрасный пример. Да, он редкий. Не будем говорить, что его можно тиражировать. Но факт остается фактом: испанцы не хотят ухода русского искусства. Они просто обожали наш филиал.

Отмечу, что такие филиалы в свое время придумал Михаил Борисович Пиотровский. Они устроены так, что, когда страна хочет получить этот бренд, она делает для этого все возможное. И прежде всего предоставляет необходимые помещения, залы ради того, чтобы увидеть увидеть искусство Русского музея или Государственного Эрмитажа.

В свою очередь, наша страна, как правило, два раза в год привозит туда большую выставку, которая, по сути, является на эти полгода постоянной экспозицией. Мы тематически разнообразили их и приучили испанскую публику к тому, что привозим роскошные выставки. Выставки первого ряда. Это тоже важно. Чтобы тебя так полюбили, нужно очень ответственно относиться к международному сотрудничеству.

– А сегодня какая ситуация в Малаге?

– Сегодня они не могут называться филиалом Русского музея, потому что мы не даем им такого права. Еще в то время, когда я работала в Министерстве культуры, моим решением мы вывезли оттуда коллекции. Но испанцы сами продолжают позиционировать прежний филиал как центр русского искусства. Уже без упоминания Русского музея, что сейчас не так важно. Важно то, что они не хотят, чтобы русское искусство уходило оттуда. Да, сегодня это невозможно, потому что Испания – недружественная страна. И поэтому мы в такие страны не собираемся отправлять наши культурные ценности. Это абсолютно исключено. Это просто даже не может обсуждаться.

Я говорю только о том, что сами люди, как музейщики, так и жители Малаги и всего этого большого региона, очень рассчитывают на то, что мы вернемся.

– Сегодня одной из самых популярных тем, обсуждаемых на форуме, был искусственный интеллект. Насколько все эти новые технологии интересны Русскому музею?

– Русский музей – лидер в цифровой трансформации. За последний год только в социальной сети «ВКонтакте» наша аудитория выросла на 107 тысяч человек, это очень хорошо.

Музей начал этим заниматься еще до того, как мы стали произносить эти слова. Уже в декабре нашему проекту «Виртуальный Русский музей» исполнится 20 лет.

Виртуальному филиалу Русского музея на Кубе около 15 лет. В июне по просьбе кубинской стороны мы отправили туда новое компьютерное оборудование, каталоги Русского музея и, главное, новый контент и нашу медиатеку с переводом на испанский. Это огромная площадка с компьютерными классами в Национальном художественном музее Гаваны и в Гаванском университете. И молодежная аудитория – школьники, студенты через нашу медиатеку познают историю не только русского искусства, но и нашей страны.

Нас часто спрашивают, как такой академический музей, как Русский, может быть лидером в цифровой трансформации. Наверное, это в первую очередь, случайно или осмысленно, но угаданный еще 20 лет назад тренд.

Меня очень радует, что аудитория Русского музея очень омолодилась. Если раньше средний возраст составлял 48-50 лет, то сегодня – 36-38 лет. Это трансформация последних двух-трех лет.

Закрыть