Яндекс.Метрика
  • Елизавета Богомолова

Николай Майоров: «Мое вдохновение – это энергия, исходящая от студентов, магистрантов и аспирантов»

Директор Института аэрокосмических приборов и систем ГУАП – о своем научном и карьерном пути
Фото: пресс-служба ГУАП

Совсем недавно в нашей стране стали отмечать День преподавателя высшей школы. В преддверии этого праздника мы поговорили с директором Института аэрокосмических приборов и систем ГУАП Николаем Майоровым. Он рассказал о своем научном и карьерном пути, взаимодействии со студентами и о том, что вдохновляет в работе.

– Николай Николаевич, как вы пришли в профессию?

– После 11-го класса я поступил в ГУАП на факультет аэрокосмических приборов и систем на специальность «системы автоматизированного проектирования». Тогда при поступлении мы сдавали три экзамена: сочинение по русскому языку, а также 12 задач в каждом билете по математике и физике. Как сейчас помню торжественную линейку в корпусе на улице Гастелло, 15, и первую лекцию по высшей математике, которую нам провел кандидат физико-математических наук доцент Николай Вешев. У нас был очень дружный и сплоченный поток, причем этому способствовало то, что на первом курсе мы приняли участие в мероприятии – выезд «на картошку» в Ленинградскую область.

В ГУАП я получил прекрасную фундаментальную подготовку, за что очень благодарен преподавателям университета. Кроме дисциплин основной программы мы принимали участие в факультативных. Наша группа была на дополнительном курсе, который организовали сотрудники Пулковской обсерватории. Для нас провели несколько практических занятий с реальными наблюдениями за Солнцем и Луной.

– В чем вы находили вдохновение, пока учились в университете?

– Студенческие годы были очень яркими. Наша группа активно занималась научной деятельностью – мы готовили статьи, выступали на конференциях. Кроме того, я принимал участие в спортивных соревнованиях по вольной борьбе и волейболу, входил в состав сборной ГУАП. Наши преподаватели с младших курсов вдохновили меня на выполнение разработок в сфере САПР, дали разностороннее образование, которое позволило всем моим одногруппникам найти работу по профилю. Под руководством на тот момент заведующего кафедрой САПР, доктора технических наук, профессора Ремира Сольницева мы активно выступали на студенческих секциях ежегодной международной студенческой научной конференции ГУАП. За время обучения я прошел практики на крупных предприятиях Санкт-Петербурга, к примеру, в конструкторском бюро АО «Силовые машины», принял участие в стажировках в сфере информационных технологий.

Именно благодаря системной подготовке, подключению с младших курсов к научной работе на кафедре, получению свидетельств программ ЭВМ на авторские разработки был сформирован фундамент, который после получения диплома инженера позволил мне поступить в аспирантуру. Так, в 2008 году я защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Вскоре стал штатным ассистентом на очень молодой и перспективной кафедре Системного анализа и логистики.

– Был ли преподаватель, особенно повлиявший на вас как на специалиста?

– Для меня эталоном и образцом преподавателя стал профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ Владимир Фетисов, который может решить массу организационных, методических и научных задач, при этом активно занимаясь развитием кафедры. Постепенно и я стал включаться в эту деятельность, в процесс создания новых лабораторий в ГУАП, в научно-исследовательскую работу и международные проекты. Отдельное внимание я уделяю созданию на кафедре условий для привлечения студентов к научной работе, прохождения стажировок и производственных практик для знакомства с будущей профессией, создаю новые актуальные учебные курсы и пособия.

– На ваш взгляд, какая деятельность вдохновляет сегодняшних студентов? Может быть, мечты о космосе стали другими?

– Мне кажется, мечты остались прежними. Однако на смену некоторой романтике пришел интерес к активному включению студентов в реальные проекты. Сегодня ребята заинтересованы уже со второго курса знакомиться с примерами практических разработок по профилю специальности, участвовать в стажировках. Например, для студентов ГУАП созданы условия для ведения научной работы, участия в конкурсах, грантах, деятельности студенческого научного сообщества, в выполнении дипломных проектов по заданию профильных организаций. Для достижения успеха нужно уже с младших курсов формировать свой научный фундамент, вести публикации и проводить первые исследования.

Ярким примером стало участие студентов ГУАП направления «Приборостроение» в отраслевом чемпионате «Молодые профессионалы Роскосмоса», который ежегодно проводится на базе нашего университета. У каждого участника команды своя роль: конструктор-проектировщик, радиоэлектронщик-схемотехник и системный программист. На чемпионате студенты ГУАП имеют возможность как познакомиться с реальными задачами, так и представить за ограниченное количество дней свою разработку в сфере космических аппаратов, получить экспертное мнение от участников ведущих предприятий госкорпорации «Роскосмос». Поэтому я считаю, что мечты о космосе не изменились, а, наоборот, стали вызывать новый практический интерес и стремление студентов к созданию своих проектов.

Фото: пресс-служба ГУАП

– Можно ли сказать, что сегодня источник вашего вдохновения – студенты? Что получаете от них, чему учитесь?

– Безусловно, мое вдохновение – это энергия, исходящая от студентов, магистрантов и аспирантов, а также их достижения в конкурсах и грантах, атмосфера семинарских и лекционных занятий. Некоторые ребята уже с первого курса активно подключаются к кафедральным и институтским проектам, а кто-то немного позже – на старших курсах. В первые годы обучения преподаватель отдает часть своей энергии, чтобы развить интерес к профильной деятельности, создать ребятам условия для профессионального роста. А потом эту положительную энергию приносит результат.

– Расскажите, пожалуйста, о наиболее актуальных и важных направлениях вашей работы сегодня. На чем держите фокус? Что видите наиболее перспективным?

– Среди группы задач можно выделить развитие сетевых образовательных программ с другими университетами России. При подготовке специалистов по профилю бакалавриата «Авиационные приборы и измерительно-вычислительные комплексы» активно используются сетевые формы образования как в учебном процессе, так и при организации различных мероприятий, включая научно-технические конференции. С 2023/2024 учебного года планируется организация сетевого взаимодействия учебного процесса с Сибирским государственным университетом геосистем и технологий по дисциплинам «Основы проектирования ИВК» и «Основы проектирования приборов и систем», которые преподаются на кафедре фотоники и приборостроения на пятом семестре.

– Еще одна важная тема, которую хочется с вами обсудить, – преемственность. Какие возможности дает университет студентам в развитии их академической карьеры? Может быть, вы замечаете тенденцию, что молодые специалисты все чаще хотят стать преподавателями или наоборот?

– Одной из задач на кафедрах является создание условий по обеспечению преемственности научных школ, передачи знаний от опытных преподавателей кафедр ассистентам и аспирантам. По опыту 2022 и 2023 годов можно утверждать, что молодые специалисты все чаще хотят стать преподавателями, поступают в аспирантуру и переходят на должности ассистентов. Для решения этих задач в Институте аэрокосмических приборов и систем доступно целевое обучение для магистров.

– Что бы вы пожелали коллегам в преддверии профессионального праздника?

– Для меня День преподавателя высшей школы – это отличный повод выразить коллегам свое уважение и восхищение их талантами, огромными знаниями и педагогическим мастерством, увлеченностью и преданностью непростому делу подготовки молодых профессионалов, специалистов отрасли. Отдельно хочу отметить вашу исключительную отзывчивость к студентам и коллегам, активную позицию по развитию научных направлений и научных школ, фундаментальную подготовку студентов. И, конечно, преданность своему университету, его традициям и высоким ценностям. Поздравляю преподавателей ГУАП и других вузов страны с профессиональным праздником! Желаю вам, уважаемые коллеги, крепкого здоровья, творческих успехов и талантливых студентов!